Учёные заговорили о появлении новой социальной группы, не связанной с бумерами, зумерами, альфа или другими поколениями из соответствующей социологической теории. Речь идёт о глимерах — этот феномен возник сравнительно недавно как реакция на бешеный ритм жизни и череду глобальных кризисов. Социологи Пермского политеха сформулировали основные признаки и свойства этого явления. Подробнее — в материале сайта perm.aif.ru.
Что это вообще?
Как объясняет ассистент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ Яна Баяндина, термин происходит от английского слова glimmer — «проблеск». Так называют нечто, обратное триггеру — то есть раздражителю. По словам эксперта, новая философия основана на «спокойствии, комфорте и малых радостях».
Иными словами, вместо постоянного скроллинга ленты новостей глимеры предпочитают искать «проблески» — пусть маленькие, но приятные моменты в жизни, которые помогают сохранить позитивный настрой (и, соответственно, психическое здоровье, которое в наше время так легко подорвать).
«Главными причинами возникновения [этого явления] стали капитализм, требующий постоянной продуктивности, и цифровизация, создающая культ "успешного успеха" через социальные сети, — сообщила Яна Баяндина. — Режим работы 24/7, рабочие чаты и уведомления — наш мозг просто не успевает отдыхать, а жизнь превращается в бесконечную гонку, в которой нет финиша. В ответ на это глимеры сознательно создают свои островки спокойствия и стабильности».

При этом, несмотря на кажущееся противопоставление суете социальных сетей, само по себе глимерство (или, если угодно, глимеризм) само по себе изначально возникло как интернет-тренд.
«Ключевую роль в возникновении и популяризации сыграли социальные сети, — подчёркивает ассистент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ Алёна Лукиных. — Этот термин не только появился, но и сформировал своё сообщество именно на цифровых платформах».
Идею тихих радостей как альтернативы бесконечной гонке за успехом подхватили инфлюенсеры, за ними — их подписчики, а разросшись до размеров массового явления, тренд шагнул в реальный мир.
А это не те же зумеры?
Социологи подчёркивают, что к уже устоявшемуся делению на поколения глимеры не имеют никакого отношения: это вовсе не устойчивая социальная группа. Доцент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ и кандидат психологических наук Мария Дуванская обращает внимание на то, что это скорее философия и подход к жизни, трудно подобрать какие-то объективные социальные маркеры, которые являются общими чертами для всех глимеров: это не пол, не возраст и не положение в обществе.
При этом глимерство, хоть и возникло в определённом смысле как тихий протест против потока новостей-триггеров, культа «успешного успеха» и капиталистических ценностей, не является и общественным движением на идеологической базе.
«Это не напоминает громкие молодёжные протесты 60-х годов ХХ века на Западе, где выдвигались политические и социальные требования, — утверждает кандидат социологических наук Константин Антипьев, доцент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ. — В основе этого явления лежит не желание изменить мир, а стремление к личному комфорту и устойчивости внутри сложной, а порой и враждебной реальности».

Глимеров не только сложно выделить как социальную группу «извне», они и сами не считают себя единым движением или сообществом с устойчивыми внутренними связями: просто люди, каждый из которых практикует свой подход к снижению тревожности и позитивной мотивации.
Побег от реальности?
Как и у многих социальных явлений, у глимеризма есть «тёмная сторона»: бесконечное самоуспокоение и концентрация на приятных мелочах может обернуться полным невниманием к настоящему миру. А интерес к политике и экономике, по словам Константина Антипьева, у современной молодёжи и так невысок.
«Чрезмерный фокус на позитиве может создать иллюзию благополучия и привести к игнорированию реальных проблем, — замечает Мария Дуванская. — Постоянное стремление видеть светлую сторону иногда снижает способность адекватно оценивать риски, а ожидание обязательных "моментов света" может вызывать чувство вины».
Тихий протест против капиталистических ценностей, как ни странно, может быть поглощён и переварен самим капитализмом: социологи отмечают, что бренды активно эксплуатируют любую модную идею и превращают её в продающий контент. Запрос на простые радости в конечном счёте может стать инструментом для продвижения «уютных» товаров и услуг.
Перспективы глимеризма туманны: с точки зрения Яны Баяндиной, всё зависит от того, сможет ли идея объединить вокруг себя достаточно людей, чтобы изменилось целое общество. Социолог заключает, что такие радикальные сдвиги в массовом сознании маловероятны, а значит, глимерство, скорее всего, останется временным явлением.