«Ты сегодня кто?» — вопрос, который раньше звучал бы странно. А теперь — почти норма.
Субкультуры больше не живут годами — они вспыхивают, как сторис. Они — как примерочные в торговом центре: зашёл, надел, посмотрел в зеркало соцсетей, вышел. Кажется, что у подростков новая личность на каждый сезон. Но за каждой — не только тренд, но и крик души.
Где мода, а где настоящее? Мы поговорили с клиническим психологом Мариной Уколычевой о том, что скрывается за масками современных субкультур.
Откуда это берётся?
Марина Сизова, «АиФ-Прикамье»: Кажется, что каждые пару месяцев появляется новая субкультура: то реданы, то фурри, то «люди-звери», то ведьмы в TikTok. Почему так много всего — и так быстро?
Марина Уколычева: Современная культура живёт в ритме соцсетей, которые моментально распространяют тренды.
Раньше субкультуры формировались годами — теперь они появляются и исчезают за месяцы. Молодёжь живёт в «экспериментальном» формате — примерил, снял, выложил, получил реакцию. Это быстрая смена ролевых масок — способ понять, кто ты.
Но важно: за этим стоит не поверхностность, а высокая чувствительность. Быстрые перемены отражают внутренние поиски в условиях мира, где нет устойчивых ориентиров. Смена ролей — это не игра в наряды, а способ адаптации.
— Это просто игра? Или за этими масками стоит что-то важное — протест, поиск себя, одиночество?
— Да, на первый взгляд — игра. Но игра — важнейший способ психологического развития. За маской фурри может стоять подросток, которому сложно быть собой. И в образе зверя он находит свободу.
Реданы часто тяготеют к теме одиночества, изоляции, меланхолии. Но под этим может скрываться и потребность в признании, и переживание непонятности.
Каждая субкультура даёт возможность выразить то, что словами не получается. Это может быть форма протеста, крик о помощи или поиск хоть какой-то идентичности в эпоху, когда «нормы» очень размыты.
Подростковый возраст — время, когда психика ищет: кто я? с кем я? где моё место? А субкультура — это ответ. Даже если временный.
Парадокс: чем более нестабилен мир, тем сильнее хочется найти оазис стабильности — даже если это чат с фурри или группа реданов. Это не отказ от реальности — это попытка построить свою, более понятную, с правилами, где тебя примут.

«Сними это немедленно!»
— Почему у взрослых это вызывает такую тревогу: «Что за реданы?», «Кто такие эти звери?» Это страх за ребёнка или страх перед тем, чего они не понимают?
— И то, и другое. Многие взрослые пугаются не только за ребёнка, но и из-за того, что им самим непонятно. Неясные термины, странные образы, закрытые сообщества — всё это вызывает ощущение потери контроля. А страх часто маскируется под раздражение: «Что за бред ты смотришь?», «Сними это немедленно!»
Психология называет это кризисом понимания. Родители выросли в другом мире, где странности чаще карались, чем принимались. Сейчас же подростки гораздо свободнее, и это вызывает тревогу: «А вдруг это опасно?» Особенно если взрослые не понимают, где грань между нормой и проблемой.
— Можно ли сказать, что подростки сегодня создают свои идентичности в условиях информационного шторма — и это их способ выживать в хаосе?
— Абсолютно. Подростковый мозг особенно чувствителен к новизне и эмоциональным стимулам. А современная среда — это постоянная смена образов, норм, трендов, ожиданий. Психика буквально перегружается.
Субкультуры, как ни странно, — это способ структурировать этот хаос. Вместо бесконечной неопределённости — пусть и странная, но понятная система: со своими героями, кодами, визуальным стилем и «своими людьми». Это создаёт ощущение опоры в мире, где мало что стабильно.
— Где грань между здоровым самовыражением и тревожным сигналом? Как понять, когда новая маска — это уже крик о помощи?
— Граница — не в самой маске, а в том, как она влияет на жизнь подростка. Если субкультура помогает справляться с тревогой, даёт поддержку, мотивирует, то это, скорее, ресурс. Если же изолирует от реальности, усиливает депрессию, сопровождается агрессией к себе или другим, приводит к деструктивному поведению — это уже тревожный звоночек.
Родителям важно не то, кем стал ребёнок, а зачем он это сделал. Иногда за маской скрывается одиночество, боль, ощущение непринятости. И тогда субкультура — как бинт на рану. Важно не срывать бинт, а понять, почему он там.
— Могут ли субкультуры быть своеобразной формой терапии? Или они усиливают одиночество и тревожность?
— И то, и другое. В зависимости от того, как, зачем и с кем. Исследования показывают: участие в субкультурах может снижать уровень социальной тревожности, повышать чувство принадлежности, помогать с формированием идентичности. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда внутренняя неуверенность зашкаливает.
Но: если субкультура становится единственным способом общения с миром, если человек теряет контакт с реальностью, уходит в изоляцию, это может усилить тревожность и депрессию.
Всё зависит не от того, фурри он или нет, а от общего психологического состояния и того, как это влияет на его жизнь.

Не диагноз, но путь
— Что делать родителям, учителям и самим подросткам? Как правильно реагировать, если ребёнок внезапно стал «зверем» или вступил в онлайн-сообщество с непонятными правилами?
— Первая реакция — страх и желание немедленно всё прекратить. Но если цель — сохранить доверие и понять, что происходит, стоит начать с другого: не запрещать, а исследовать.
Подростковая психика очень ранима. Если ребёнок говорит, что он волк, это необязательно значит, что он потерял связь с реальностью. Возможно, он просто так говорит о своей отстранённости, одиночестве или стремлении быть сильным.
Лучший подход — спокойный интерес и мягкое вовлечение. «Расскажи, чем тебе это нравится, что ты находишь в этом образе?» Если в ответ — раздражение, замыкание, агрессия, то это может быть сигналом, что за образом скрывается нечто большее. Но важно: сначала — контакт, потом — корректировка.
— Можно ли просто поговорить с подростком об этом? Или есть риск «сломать магию» и ещё сильнее оттолкнуть?
— Можно. И нужно. Главное — не начинать с критики и оценки. Подросток может ожидать, что его опять не поймут, и уже внутренне защищается. Но если родитель или взрослый спрашивает, не что это за бред, а расскажи, что в этом тебе близко, это может стать началом настоящего диалога.
Важно понять: субкультура — это форма языка. Иногда единственная, на которой подросток сейчас может говорить о своих чувствах. Если вы отрицаете маску, он может подумать, что вы отрицаете его самого.
— Как взрослым найти язык, на котором можно говорить с детьми о таких вещах без осуждения, но и без идеализации?
— Секрет в двух словах: любопытство и уважение. Это значит — не ставить диагнозы, не приписывать тревожные смыслы, не пытаться «лечить», если вы не специалист. А слушать. И задавать вопросы не ради контроля, а ради понимания.
Можно говорить открыто: «Я не совсем понимаю, что такое реданы, но хочу понять, почему тебе это важно». Даже если подросток сначала закроется, он запомнит это приглашение к диалогу. И, возможно, придёт чуть позже.
И ещё: не пытайтесь быть «своим», если это неестественно. Лучше быть взрослым, который умеет выслушать и принять, чем «кринжевать», изображая интерес к трендам.
— Что бы вы сказали подростку, который чувствует себя не от мира сего и ищет себя в странных сообществах? Как ему помочь найти настоящий контакт с собой, а не только с маской?
— Я бы сказала так: «Ты имеешь право искать себя. Иногда мы пробуем чужие роли, чтобы понять, кто мы на самом деле. Главное — не забывать, что ты важен и ценен просто потому, что ты есть».
Подросткам важно знать: их странности — не повод для стыда, что быть «другим» — это не диагноз, а путь. И что даже если они пока не знают, кто они, — это нормально. Мы все иногда надеваем маски. Главное, чтобы под ней оставался контакт с собой.
— Если все эти движения — это про поиск «своих», то как молодёжи научиться быть собой без необходимости всё время быть кем-то?
— Это долгий путь — и не только для подростков. Чтобы быть собой, нужно сначала почувствовать себя в безопасности. Субкультуры дают временную безопасность, ощущение «я не один», «я часть чего-то».
Но со временем, если рядом есть хотя бы один принимающий взрослый (родитель, учитель, наставник), подросток начинает понимать, что принятие возможно и без маски. И тогда можно уже не прятаться.
Задача взрослых — не срывать маску силой, а помочь ребёнку увидеть: за ней — кто-то очень ценный. Настоящий. И в нём нет ничего, чего нужно стесняться.
Психолог Резенова объяснила, как скажется на ребёнке сцена избиения собаки
Внимание на нуле. Почему мы больше не можем сосредоточиться
Психолог Полякова раскрыла лечебные свойства кошачьего мурчания
«Устал, выгорел, боюсь завалить». Как распознать депрессию перед экзаменами
МВД ведёт проверку по случаю с выпавшим из окна школьником на уроке в Перми