Примерное время чтения: 8 минут
498

С теплом – труба. Почему в пермских многоэтажках ледяные батареи?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ-Прикамье 08/12/2021
В начале нынешнего отопительного сезона перебои с теплоснабжением домов и подачей горячей воды испытали около половины пермяков.
В начале нынешнего отопительного сезона перебои с теплоснабжением домов и подачей горячей воды испытали около половины пермяков. / Станислав Ломакин / АиФ

Нынешняя осень началась для жителей Перми с неожиданно холодной погоды. И тут же в редакцию газеты посыпались жалобы пермяков на холодные батареи в домах и отключения горячей воды.

Без предупреждения

Так, например, в доме № 11 на ул. Пожарского с середины ноября без всякого предупреждения по ночам стали отключать горячую воду. При этом батареи были чуть тёплыми. Перебои с подачей тепла и горячей воды связаны с тем, что авария произошла на бесхозном участке теплотрассы – так объяснили происходящее тепловики.

В доме № 40 по ул. Островского та же картина: ночные отключения горячей воды и отопления. Тоже прорвало трубы на бесхозном участке. Сведений о похожих ситуациях с каждым днём становилось всё больше. На несколько дней отключали горячую воду и отопление в доме № 84а по ул. Крупской и в соседних зданиях, а также на Екатерининской, 216. В доме № 12 по ул. Кронштадтской уже больше месяца по ночам пропадает  горячая вода. Да и батареи то греют, то становятся ледяными. Никаких предупреждений  об этом обслуживающие организации не вывешивают.

На отсутствие горячей воды жалуются не только жители домов, но и родители детей, посещающих объекты социальной сферы. Так, например, мамы и папы рассказывают, что в гимназии № 31 по ул. Подлесной дети не могут помыть перед едой руки, поскольку из крана бежит ледяная вода, к которой малыши не привыкли.

А в двадцатых числах ноября горячая вода и отопление пропали в десятках домов Рабочего посёлка и Висима. На магистральной сети мкр. Садового обнаружили порыв большого диаметра. Быстро ликвидировать такую аварию вряд ли удалось бы. Поэтому тепловики, посовещавшись с администрацией города, решили вывести из резерва котельную ВК-2 Мотовилихинских заводов.

Если подвести итоги перечисленного, в конце осени и начале зимы проблемы с перебоями в теплоснабжении испытала почти половина жителей Перми.

Виноваты управдомы?

Может быть, в этом году перебои с ГВС и отоплением связаны с тем, что тепловики не выполнили необходимый объём работ по летней перекладке труб? По свидетельству наших читателей, ремонтные работы возле домов шли регулярно.

Интересна история раскопок возле дома № 32 по ул. Рабоче-Крестьянской. В июле тепловики обнаружили порыв на бесхозных сетях. После обращения к прокурору одну трубу заварили. Вторая еле теплилась, но на её замену не нашли денег и закопали до «лучших времён». А 17 ноября трубу прорвало. В минусовую температуру без тепла и горячей воды остался весь дом. Не проще ли было сэкономить на земляных работах и починить эту трубу сразу? Но у работников сетевой компании своя логика, постичь которую не всегда просто.

Анализируя эти ситуации, сотрудники тепловой компании утверждают, что в большинстве случаев сами обслуживающие компании недостаточно эффективно занимаются регулировкой внутридомовых систем. Мол, мы-то подаём к домам тепловой ресурс нужных параметров. Но что происходит на самом деле?

«В нашем ЦТП ещё 20 октября по требованию Пермской сетевой компании (ПСК) установили новые циркуляционные насосы, – рассказал председатель правления ТСЖ «Кронштадтская, 12» Ильгиз Нурмехаметов. – Это был пилотный проект. Но при этом использовали старые расчёты параметров, которые у нас действовали ещё с момента ввода дома в эксплуатацию – с 2005 г. За это время в сети здания прошли кое-какие реконструкции. Их не учли. Эти насосы управляются удалённо, мы к ним не имеем доступа. В доме начались постоянные перебои с теплом и горячей водой. Больше месяца мы добивались от тепловиков регулировки новой системы теплоснабжения. И только 24 ноября мастер компании «Т Плюс» пришла в наш дом и сделала всё необходимое. По её словам, таких домов на её участке три. А сколько их в городе – никто не знает».

На благо потребителей?

Мало кому из пермяков известно, что поставщики тепла начали реструктуризацию компании. Очевидно, их к этому вынудили обстоятельства. Ведь благодаря борьбе общественников за последние годы суды разных инстанций отменили в нашем регионе все тарифы на тепло. Причина в том, что тепловики закладывали в них расходы компании, которые должны были оплачивать сами.

Краевое Министерство тарифного регулирования пыталось принимать замещающие тарифы, но суды отменяли и их. И вот недавно компания ПСК перестала существовать как самостоятельная структура. Она вошла в состав Пермского филиала ПАО «Т Плюс». Сейчас это предприятие «Пермские тепловые сети». Это была надстройка, которая имела тарифы для потребителей почти вдвое выше, чем у головной организации. Антимонопольщики несколько раз выносили предписания о расторжении договора ПСК с производителями тепла. И это была не единственная проблема. Теперь посредников исключили из цепочки теплоснабжения в крае.  

При этом ещё 26 октября глава нашего региона, выступая на Всероссийской тарифной конференции в Ялте, рассказал, что Пермь переходит на новую модель ценообразования. Стоимость  гигакалории будет формироваться из расчёта того, что ресурс якобы производят на самом эффективном тепловом источнике – «альтернативной котельной», т. е. без учёта фактических или плановых затрат теплоснабжающих организаций. По мнению авторов идеи, это позволит за несколько лет выровнять цены на отопление, которые сейчас в городе очень разнятся. Для этого  на начальном этапе реформы их планируют заморозить. Организаторы гарантируют повысить качество и надёжность предоставляемых услуг. Ведь энергокомпания планирует вложить до 2035 г. в энергоснабжение Перми 28,6 млрд руб. Но за тринадцать с лишним лет планы могут измениться. А что касается повышения качества услуг, то это утверждение уже сегодня кажется сомнительным.

Наказания мизерные

Председатель правления Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Александр Зотин:

«Правительство Пермского края, подписав соглашение о переходе на ценообразование по системе «альтернативной  котельной», вывело тарифы из-под экономического регулирования. Это грозит пермякам дальнейшим ростом платежей. Законодательство позволяет производителям тепла так себя вести, потому что над ними нет надзорных органов, которые бы сдерживали их аппетиты.  Разве что Ростехнадзор, который проверял тепловую компанию после трагедии в «Карамели». Тогда инспекторы нашли более 300 нарушений только на одном этом участке. Производители тепла заплатили  какие-то штрафы и продолжают работать практически с теми же нарушениями. Все наказания мизерные. Судите сами: за перерыв в подаче услуг на тепловиков накладывают штраф от 5 до 10 тыс. руб. Для поставщиков ресурсов это небольшие суммы. Никаких других более эффективных санкций законодательство для них не предусматривает.

История с двумя трубами, когда одну заменили, а другую, имеющую дефекты, закопали, многим пермякам знакома. Аналогичная ситуация была, когда ме­няли трубы возле нашего дома. Такова корпоративная  политика компании «Т Плюс». В результате летом и осенью весь город в раскопках. Изношенность труб колоссальная. Похоже, что мы придём к такой же ситуации, которая наблюдалась в Ижевске зимой 2016-2017 гг. и 2017-2018 гг. Там случалось по 50-60 порывов теплотрасс в день».

Нынешний сезон не отличается от предыдущего

Руководитель Регионального центра стратегических коммуникаций ПАО «Т Плюс» по Перми Александр Молчанов:

«В этом году в компании «Т Плюс» прошла реструктуризация. Сейчас сетевые компании вошли в состав Пермского филиала ПАО «Т Плюс» в рамках процесса консолидации бизнеса холдинга, который направлен на повышение качества услуг отопления и горячего водоснабжения для клиентов компании. Отопительный сезон 2021-2022 гг. не отличается от предыдущих периодов по числу выявленных перебоев в подаче теплоносителя. Статистика показывает, что подавляющее количество случаев отключения тепла и низкого качества горячей воды связано с неисполнением УК/ТСЖ своих обязательств по приёмке и распределению тепловой энергии внутри домов. Энергокомпания обеспечивает надёжность теплоснабжения в своём контуре ответственности – до ввода в здание. За информирование жителей о периодах отключения подачи отопления и горячей воды отвечают управдомы. Некоторые жилищные организации бездействуют, зачастую дезинформируя горожан относительно ситуации с теплоснабжением домов. Как перебои с теплоснабжением скажутся на оплате услуг? Согласно действующему законодательству, для домов, оснащённых приборами учёта тепловой энергии, начисления платежей за теплоэнергию в периоды отключений подачи не производят. В домах, для жителей которых начисления производят по нормативам, перерасчёт выполняют пропорционально периодам перерыва подачи теплоносителя».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах