Примерное время чтения: 8 минут
333

Инженеры человеческих душ. Как мошенникам удаётся выманивать огромные суммы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ-Прикамье 27/07/2022
Сообщать данные карты по телефону ни в коем случае нельзя.
Сообщать данные карты по телефону ни в коем случае нельзя. / ijeab / freepik.com

С развитием дистанционных платежей и интернет-покупок преступники открыли охоту за личными данными обладателей банковских карт. И не гнушаются ничем, чтобы получить заветные коды.

Ключи от карты

За первое полугодие 2022 года в Прикамье зарегистрировали 3614 краж и мошенничеств с использованием IT-технологий. Треть таких преступлений совершается с использованием методов социальной инженерии: преступники воздействуют на психику граждан, разыгрывают настоящий спектакль с несколькими действующими лицами – псевдосотрудниками банков, прокуратуры, ФСБ. Финал спектакля один и тот же. Поддавшись на уговоры, человек передаёт конфиденциальную информацию в руки мошенников. И сам вручает им «ключ» от банковского счёта.

По данным отделения Центробанка по Пермскому краю, в среднем в первом полугодии этого года ущерб одного потерпевшего - 43 тысяч рублей. А порой украденные суммы просто фантастичные.

«В Гремячинске у женщины похитили 12 млн рублей. Деньги по инструкции лжесотрудников банка она переводила отдельными траншами в течение трёх недель. Своими руками отправляла на более чем 300 абонентских номеров и банковских счетов. На её имя были взяты кредиты в нескольких банках», - рассказывает заместитель начальника отдела УУР ГУ МВД России по Пермскому краю подполковник Степан Коневцев.

По словам представителя угрозыска, как правило, мошенники звонят с московских номеров. К клиенту обращаются по имени и отчеству, вызывая доверие, а сами представляются чаще всего сотрудниками крупного банка.  

«Однажды в пермское отделение Банка России пришёл 40-летний мужчина и рассказал, что мошенники по телефону разговаривали с ним два часа, убеждая взять кредит на крупную сумму. Он даже перевёл 10 тысяч на мошеннический счёт. К счастью, в этот момент он пришёл в себя и решил пойти в банк. Там включил телефон на громкую связь, и сотрудники банка слышали, как мошенники убеждали его продолжать операции с деньгами, подгоняя: «Продолжайте, не останавливайтесь, скорее». Если на вас уже успели оформить кредит, нужно срочно бежать в банк и возвращать эти деньги. Ведь отвечать за них перед банком будете вы сами», - говорит заместитель управляющего Отделением по Пермскому краю Уральского главного управления Банка России Михаил Теплоухов.

Если на вас уже успели оформить кредит, нужно срочно бежать в банк и возвращать эти деньги. Ведь отвечать за них перед банком будете вы сами

Мошенники могут звонить не только по телефону, но и с различных мессенджеров. При этом часто используют автоинформатор. Бот сообщает, что деньги с вашей карты похитили. Вам дают варианты ответов – «да» (похитили) или «нет». И даже если вы ответили «нет», мошенники считают, что вы попались на удочку. К разговору вместо робота подключается живой человек, начинает запутывать собеседника и подталкивать на манипуляции с картой. В МВД отмечают, что звонок из банка вас сразу должен насторожить: на самом деле у банков нет возможности обзванивать своих клиентов. Если подозрительные операции с вашей картой будут зарегистрированы банковской интеллектуальной системой, то карту просто заблокируют.

У банков нет возможности обзванивать своих клиентов. Если подозрительные операции с вашей картой будут зарегистрированы банковской интеллектуальной системой, то карту просто заблокируют

Ориентироваться на номера телефонов при поступлении таких звонков тоже нельзя - мошенники умело используют подмену номеров. Были случаи, когда они звонили даже якобы с телефона горячей линии МВД. С подменой номеров в России пытаются бороться на государственном уровне. Но пока безуспешно.  

Достать мошенников

Казалось бы, кол-центры мошенников можно было бы обезоружить, приложив определённые усилия. Однако хитроумные преступники меняют места базирования и довольно часто располагаются в соседних государствах, странах бывшего СССР, где достать их значительно сложнее, чем в России.  

Суммы, которые IT-жулики выманивают у граждан, огромные. В 2021 году жителей России обманули на 13,6 млрд рублей – а это уже бедствие национального масштаба. В прошлом году Центробанк по всей России зафиксировал один миллион операций без согласия клиентов (на 34 % больше, чем в 2020 году). И чем больше применяются дистанционные платёжные технологии, тем больше таких преступлений.

В России в первом чтении принят законопроект, который позволяет Центробанку и МВД России обмениваться информацией о мошенниках и операциях, проведённых без согласия клиента. А в 2021 году в Центробанке создали базу данных дропперов – физлиц, которые обналичивают деньги с расчётных счетов и банковских карт мошенников. Такие карты блокируются, даже если сами преступники вне досягаемости. И чтобы снять с них деньги, нужно с паспортом прийти в банк. Предполагается, что мошенник в банк не пойдёт. Также банк теперь вправе затормозить перевод средств по подозрительным картам на два дня. Проблема в том, что продвинутые мошенники используют всё новые счета и база дропперов быстро устаревает.

Как сообщают в Центробанке, в 2021 году заблокировали около 179 тысяч телефонных номеров, которые используют для мошеннических операций. Однако преступлений не стало меньше, ведь с помощью IP-телефонии можно подделать любой номер. Кроме того, в прошлом году Центробанк заблокировал порядка трёх тысяч фишинговых сайтов, имитировавших официальные сайты банков и интернет-магазинов.

Как не попасть впросак

Вот элементарные правила безопасности при обращении с картами:

  • нельзя по телефону сообщать никому коды из СМС-сообщений, данные карты и код безопасности, написанный на обороте карты
  • нельзя совершать под диктовку никакие манипуляции с вашей картой в банкомате
  • не стоит устанавливать по просьбе звонящих программы дистанционного доступа к вашему телефону
  • при смене абонентского номера необходимо уведомить об этом банк. Ведь этот номер нужен при управлении вашим банковским онлайн-кабинетом.

В интернет-магазинах нельзя использовать карту, на которую вам переводят зарплату. А также имеет смысл проверить адрес интернет-магазина через сайты по проверке IP- адресов и доменных имен. Подозрительно, если на сайте организации говорится, что она существует восемь лет, а домен создан месяц назад.

Если вас убеждают, что на ваше имя взяли кредит, вы можете сами узнать свою кредитную историю. Как сообщают в Центробанке, дважды в год гражданин имеет право написать в банке заявление и бесплатно узнать всю свою кредитную историю за несколько лет. Кроме того, у некоторых есть платная услуга – к расчётному счету физлица подключают доверенное лицо. Например, это может быть мама, которая хочет знать об операциях по карте сына.

А с 1 октября 2022 года любой гражданин сможет прийти в банк, написать заявление и отказаться от дистанционных услуг – кредитов, переводов по карте. Их можно отключить как выборочно, так и полностью.

Но главное правило: если звонит незнакомец - бросайте трубку, если есть вопросы - звоните в банк.

Криминальный талант

Психолог Николай Стрелков:

«На фоне какого-то внутреннего стресса, беспокойства, конфликтной ситуации человек становится открыт для проникновения внешних воздействий. В такой момент он цепляется за подвернувшийся «шанс», который предлагают мошенники – без критичности и нужного прагматизма. В случае, когда произошёл мощный стресс, человек, к примеру, может стать беззащитным на долгое время. В такой момент мошенники могут найти точку контакта, благодаря которой они создают эмоциональную связь и поддерживают её с помощью приёмов гипнотерапии. Современные мошенники легко орудуют этими приёмами даже на расстоянии, по телефону. Обычно подобный контакт удерживают в течение нескольких часов. Случаи, когда это удаётся на протяжении нескольких дней и недель – исключительные. Тут нужен особый криминальный талант».

А банк ответит?

Адвокат Марина Казанцева:

«Случается, что клиенты банков подают иски в суд к кредитной организации, которой выпущена карта, с которой переведены деньги мошенникам. Будут ли удовлетворены требования о взыскании с банка переведённых сумм - зависит от того, допустила ли финансовая организация нарушения при перечислении ваших денег. Должна быть проведена идентификация личности клиента банка до перечисления денег, подтверждено его желание отправить сумму. Банк обязан проверить правильность перевода и чистоту операции, поскольку он предоставляет услуги. При обнаружении ошибки или возникновении сомнений банк должен уведомить об этом клиента.

Если вина банка установлена, клиент может взыскать с него всю неверно перечисленную сумму, моральный вред, проценты за незаконное пользование чужими деньгами, а также штраф в размере 50 % от всех сумм, которые суд признает незаконно отправленными, и расходы на юридические услуги. Если банк ничего не нарушил, то организации, получившей деньги, можно через суд предъявить неосновательное обогащение. С мошенников по приговору суда взыскивают причинённый ущерб, моральный вред, расходы на юридические услуги».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах