Как и ожидалось, третий мост через Каму собираются строить в створе ул. Крисанова. До конца этого года краевые власти рассчитывают найти инвестора. В качестве партнёров рассматриваются даже китайские компании. Новый мост предполагается сдать в 2027 г.
Платный проезд
На прошлой неделе депутаты регионального Заксобрания утвердили новый перечень объектов автодорожного строительства в Пермском крае. Его пополнили два крупных проекта – обход пос. Октябрьский и третий мост через Каму.
Глава краевого Минтранса Андрей Алякринский сообщил, что новый четырёхполосный мост в Перми планируется построить в створе ул. Крисанова. Общая протяжённость объекта – почти 12 км: длина вантового моста – 4,9 км, остальное – съезды и транспортные развязки (их будет две). На 2022-2023 гг. запланировано проведение проектно-изыскательских работ. Начать строительство собираются в 2024 году, сдать мост – в 2027 году.
Впечатляет оценочная стоимость этого масштабного проекта – 43,5 млрд рублей. Краевые власти хотят строить мост в формате государственно-частного партнёрства.
«Проезд по мосту будет платным. Сейчас изучаем предложения инвесторов. Среди них – группа компаний «ВИС», холдинг «Автобан», а также две китайские компании. С китайскими компаниями создали рабочие группы. До конца этого года постараемся найти инвестора для строительства моста», – пообещал Андрей Алякринский.
Завышенная цена?
В этом веке в Перми предпринимали несколько попыток приступить к строительству третьего моста, не раз выбирали лучшее место для него. Ещё в 2008 году «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург» изучал варианты размещения нового мостового перехода.
«Тогда лучшими с точки зрения эффективности и цены признали два варианта: с выходом моста на левом берегу на площадь Гайдара в районе Перми II и в створе ул. Крисанова (оба с выходом в мкр. Камская долина на правом берегу. – Авт.). Вариант с выходом на площадь Гайдара получался чуть дороже. Потому что понадобится строительство большого объёма подъездных путей, в том числе тоннелей под Транссибом и самой площадью. Мост в створе ул. Крисанова «работает» эффективнее и получается дешевле. Однако и здесь есть свои сложности: потребуется большой выкуп территорий под объектами недвижимости, которые придётся сносить для строительства подходов», – вспоминает директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов, участвовавший в тех исследованиях.
Почётный архитектор России Игорь Луговой настаивает на том, что выход нового моста на левом берегу должен быть в Мотовилихе: в створе ул. Смирнова – Верхнекурьинская, железнодорожной станции Мотовилиха – ул. Станция Блочная. По его мнению, возведение мостового перехода в створе ул. Крисанова станет грубейшей градостроительной ошибкой.
«Новый мост может быть совмещённым – автомобильным и железнодорожным. Хотя строительство автомобильного моста важнее и нужнее для Перми. Его расположение в Мотовилихе между КамГЭС и существующим Коммунальным наиболее оптимально, – говорит Игорь Луговой.
Он считает завышенной оценочную стоимость моста на Крисанова. По его словам, в эту цену заложили выкуп многочисленных участков в центре города. Среди них, например, участок бывшего завода «Телта», несколько производственных и административных зданий на Окулова».
«Список требуемых к выкупу зданий и участков показывает, какие огромные затраты понадобятся для необоснованного варианта. Добавьте к этому затраты на возведение подъездных путей и развязок. Получается, что цена всего проекта завышена более чем в два раза – при затратах непосредственно на сам мост около 15-20 млрд руб. Для сравнения: оценочная стоимость моста в Мотовилихе вместе с подъездными путями составит 25-30 млрд руб., – добавляет Игорь Луговой».