В родном городе ей с детства говорили: «Где родился, там и пригодился». Но она рискнула нарушить стереотипы окружающих и не ограничивать себя ни рамками родного города-миллионника, ни профессией, на которую пошла учиться в ВУЗе.
Сегодня Юлия Немудрова – ведущий менеджер по созданию и развитию цифровых продуктов в международной компании OEConnection, эксперт с многолетним опытом работы в крупнейших финансовых группах России, почётный член глобальных ассоциаций «Women in Tech» и «Women in Product».
Как из клиентского сервиса регионального филиала банка перейти в разработку цифровых продуктов и построить блестящую карьеру на мировой арене? Секрет знает уроженка Перми.

Хотелось большего
– С чего вы начинали свою карьеру и как оказались в продакт менеджменте цифровых продуктов?
– Я начала свою карьеру в клиентском сервисе в филиале одной крупной финансовой группы России (инвестиции и банкинг) в родной Перми почти сразу после получения первого образования в классическом университете по специальности Бухучёта, Анализа и Аудита. Примерно лет через 5-6, будучи начальником отдела клиентских операций в Москве я поняла, что мне не хватает масштаба и что я хочу делать для пользователей наших услуг намного больше, чем сопровождение текущих операций. Хотелось создавать что-то абсолютно новое, на основе широко развивающихся тогда диджитал услуг и технологий. Это был 2017 год, продакт менеджмент ещё не был мейнстримом на рынке, и обучаться приходилось самостоятельно. Прошла курс в одном из первых сообществ продакт менеджеров в России и вернулась в свою же компанию, но уже во вновь созданную команду по разработке новых цифровых продуктов.
– Каким был ваш опыт в начале карьеры?
– Сначала была первая в России на тот момент цифровая платформа для независимых финансовых советников в крупнейшем брокере страны, которую предполагалось запустить на фоне вступления в 2018 году изменений в законодательство, регулирующих рекомендации советников по инвестициям на фондовом рынке. Надо сказать, это был серьёзный вызов: ничего подобного на рынке не существовало. Никто даже не понимал, как это должно выглядеть. И мы совсем небольшой командой в несколько человек с нуля создавали этот продукт. Мы исследовали пользователей, протестировали прототипы, разработали дизайн – всё то, что необходимо для готового диджитал продукта. Зарождался новый сегмент рынка и новые участники рынка – независимые финансовые советники, а мы стали пионерами в предоставлении для них софта. Благодаря работе моей команды компании удалось захватить лидерство в новом секторе рынка инвестиций. А финсоветникам – получить готовое бизнес решение и не отвлекаться на ежедневные операционные вопросы. В выигрыше оказались все! А я записала себе в актив реализованный проект. В настоящее время платформа успешно функционирует и интегрирована в общую экосистему продающей сети Финансовой группы.
Потом был второй по величине банк России, где я работала над созданием и развитием сберегательных и инвестиционных продуктов и сервисов в диджитал каналах банка (веб и мобильные приложения, веб сайт). Буквально за пару лет я участвовала в разработке нескольких крупных продуктов и десятке продуктов поменьше, покрывая разные целевые аудитории и потребности клиентов. Так, например, мы были первые среди банков в России, кто внедрил геймификацию для накопительных счетов (развлекательные методики и челленджи для обучения накоплению и поддержания мотивации у тех, кому тяжело копить деньги). После нашего введения элемента игры результаты были впечатляющи: люди в 2,5 раза чаще стали открывать накопительные счета, в 12,5 раза чаще пополнять их и в 13,5 раза чаще ставить цели своих накоплений. Как итог: банк получил новый приток активов, а клиентам стало интереснее сберегать. Мы добились своей цели – помочь людям копить больше и легче. Как позднее отметили в годовом отчёте банка, это нововведение внесло невероятный вклад в финансовую индустрию в целом. Многое из того, что пользователи сейчас могут наблюдать в мобильном приложении банка – в том числе и моих рук дело. И этим могут пользоваться более 20 миллионов действующих клиентов. Такими результатами, безусловно, можно гордиться.

Глобальный масштаб: образование и международное признание
– Как вы оказались за рубежом?
– Спустя некоторое время работы над цифровыми продуктами в банке, я поняла, что у меня хорошо получается находить общий язык с пользователями. Но явно не хватало знаний в анализе больших данных (big data). Данные – это топливо в современном мире. И восполнить этот пробел в знаниях я решила путём дополнительного образования в американском университете – я окончила магистратуру по анализу данных, получила навыки дата-сайентиста. Могу смело сказать: и этот вызов судьбы я приняла с честью. Стала амбассадором университета, ментором новичков, получила максимальный балл по учёбе и, благодаря своему опыту, была приглашена экспертом на соревнования национального масштаба по анализу данных в Айове.
– Чем вы занимаетесь сейчас?
– В настоящее время я выполняю роль сениор-продакт менеджера в маркетплейсе автозапчастей компании OEConnection (электронная коммерция) – единой платформе для автодилеров и автосервисов с мировым именем и филиалами в шести странах. Несколько лет назад компания поглотила своего конкурента и зона моей ответственности – это объединение двух маркетплейсов, которые раньше конкурировали между собой. Говоря простым языком – это миграция одной площадки в другую. В одних только Штатах нашим софтом пользуется подавляющее большинство автодилеров и поставщиков деталей. Мы – связующее звено, на нас держится вся индустрия. Не будь нашей платформы, запчасти автодилерам придётся покупать «по объявлению». И снова на моих плечах лежит немалая ответственность. Несмотря на то, что это B2B продукт (business-to-business) клиентская база большая. От принимаемых мною решений зависит скорость и качество работы маркетплейса, что напрямую отражается на финансовом результате нескольких десятков тысяч бизнес-клиентов, которые, в свою очередь, имеют охват сотни миллионов рядовых пользователей.

Вклад в развитие следующего поколения
– Имея такой опыт за плечами, передаёте ли вы свои знания коллегам?
– Да, я являюсь ментором на нескольких международных и российских платформах, где делюсь опытом и помогаю другим профессионалам развиваться. Ко мне обращаются как начинающие специалисты, стремящиеся войти в сферу продакт менеджмента, так и опытные коллеги, которым нужен совет в решении конкретных задач или оценке их рабочих проектов. Мне нравится помогать людям, и я сама учусь на их примерах. Это также мой способ вносить вклад в развитие индустрии. Например, я активно вовлечена в ассоциацию Women in Tech – это глобальная инициатива, поддерживающая женщин в технических профессиях. Благодаря моим достижениям меня пригласили стать ментором на этой платформе, чтобы помогать другим расти. К сожалению, гендерные стереотипы и неравенство до сих пор тормозят карьерное развитие многих женщин по всему миру. Я поддерживаю их в преодолении этих барьеров, предлагая практические советы и рекомендации, основанные на личном опыте. Многие мои менти (подопечные) спустя время возвращаются с благодарностью, делясь тем, как наши сессии повлияли на их карьерный рост. Кто-то после общения со мной получил повышение по работе, кому-то сделали предложение из хорошей компании, а кто-то вдохновился на глобальные перемены в жизни и пошёл изучать для себя новую индустрию. Мне очень приятно осознавать, что своей деятельностью я вношу вклад в развитие следующего поколения продакт менеджеров.
Социально-значимая миссия
– Мы привыкли воспринимать диджитал продукты (мобильные приложения, цифровые платформы) как коммерчески успешные проекты «про бизнес». Но все ли они такие?
– Нет, не все. Как ни странно, благотворительные фонды и некоммерческие компании тоже нуждаются в качественной цифровизации. И иногда даже больше, нежели бизнес. Ибо бюджеты у них сильно меньше и ресурсов не хватает. Так, например, на безвозмездной (по сути, волонтёрской) основе я руководила проектом по диджитализации одной крупной американской некоммерческой аптеки. Мед. страховка в штатах очень дорогая и получение доступных медикаментов по льготным ценам (а иногда и бесплатно) является социально значимым и даже жизненно важным по определению проектом. За несколько месяцев моя команда исправила ошибки интерфейса на сайте аптеки, улучшила онлайн-подбор медикаментов и оформление заявки на заказ, чтобы пациенту было комфортно и удобно пользоваться сайтом, и он не получал ещё больше стресса в непростой для себя ситуации. В результате нам удалось увеличить количество повторных покупок в два раза, посещаемость сайта кратно выросла и удовлетворенность услугами аптеки в целом повысилась.

– Что вам больше всего нравится в вашей профессии?
– Мне нравится, что через создание качественных цифровых решений я могу реально влиять на жизнь обычных людей. Если это онлайн-аптека – понятный, простой и user friendly веб сайт поможет людям, нуждающимся в медикаментах, чувствовать себя спокойнее и увереннее, так как они быстро найдут нужный препарат и закажут его онлайн уже сегодня. Если это продукты для бизнеса – то с хорошим цифровым решением профессионалы, придя утром на работу, смогут концентрироваться на задачах важных для их бизнеса и клиентов. Если это приложение банка для частных лиц – качественный цифровой опыт поможет быстрее совершить необходимые финансовые операции, оформить новый продукт онлайн при необходимости, а оставшееся время провести с семьей или друзьями. Через классные цифровые продукты и сервисы можно даже воспитывать хорошие финансовые привычки и повышать уровень финансовой грамотности – эти задачи сильно шире и амбициознее, но это тоже реально.

– Какие планы на будущее?
– Продолжать делать крутые цифровые продукты для людей. Не важно в какой конкретно отрасли, я не хочу себя ограничивать. Было бы круто поработать над AI продуктами (AI – artificial intelligence – искусственный интеллект). В магистратуре я изучала алгоритмы и строила разные модели машинного обучения – они лежат в основе каждого AI продукта – я думаю у меня есть необходимая база в голове чтобы продолжить развиваться и в этом направлении дальше. Сейчас появляется всё больше продуктов с AI компонентами, и я думаю этот сектор будет только расти. Ещё я планирую участвовать в благотворительных проектах и помогать не технологическим компаниям в традиционных секторах экономики создавать и улучшать их цифровые сервисы (например, как мой опыт с онлайн аптекой) – через подобные проекты я могу повышать уровень цифровой грамотности как со стороны компаний, так и простых людей.
