Примерное время чтения: 8 минут
387

Окрылённые люди. Почему прошло массовое увлечение парашютным спортом

Показательные выступление в День авиации, 50-летие Пермского аэроклуба.
Показательные выступление в День авиации, 50-летие Пермского аэроклуба. / Леонид Хорошев / Из личного архивa

Люди, живущие небом, 18 августа отмечают 90-летний юбилей Пермского аэроклуба. Пусть фактически организация перестала существовать, но память о ней с любовью хранит, наверное, каждый, кто застал её расцвет. Один из таких людей – парашютист Леонид Хорошев. Он рассказал perm.aif.ru о прошлом и настоящем авиаспортклуба.  

Досье:
Леонид Хорошев получил звание «мастер парашютного спорта» в 1971 г. Военнослужащий, входил в состав сборной команды ПВО по парашютному спорту. Неоднократный чемпион ПВО и рекордсмен мира. После демобилизации в 1982-1983 гг. работал лётчиком-инструктором и командиром парашютного звена. С 1983 по 1989 г. – начальник Пермского авиаспортклуба (АСК). Летал на самолётах Як-18А, Як-12М, Як-52, Ан-2 и нескольких типов планеров. Его общий налёт составляет более полутора тысяч часов. Выполнил около 3800 парашютных прыжков.

Период расцвета

Аэроклубовская сеть родилась в СССР фактически в один день – 18 августа 1933 г., когда страна впервые отпраздновала День Воздушного Флота. Тогда одновременно были открыты более 50 аэроклубов, в их числе и Пермский.

«Аэроклубы готовили лётчиков и парашютистов. Причём это были полувоенизированные организации, потому что все начальники, инструкторы и командиры звеньев, как правило, были военными. Курсантов-лётчиков одевали в военную форму, и они проходили, можно сказать, настоящую военную подготовку, – рассказывает Леонид Хорошев. – В 1962 г. на смену аэроклубам пришли авиаспортклубы (АСК). Эту подготовку лётчиков для армии как бы убрали, но в целом подготовку кадров для вооружённых сил не сняли».

Спортсмены аэроклуба, 1963 г.
Спортсмены аэроклуба, 1963 г. Фото: Из личного архива/ Галина Смагина

Леониду Хорошеву довелось работать в Пермском авиаспортклубе с 1982 по 1998 гг., во времена расцвета авиационного спорта. В это время спортсмены организации осваивали новые самолёты Як-52, Як-55, на которых можно было обучать лётчиков фигурам высшего пилотажа. Парашютисты прыгали с современными планирующими парашютами.

«Мы и спортсменов готовили, и призывную молодёжь для службы в воздушно-десантных войсках. 300 человек в год только десантников было. Плюс к этому с 1984 года АСК начал вести подготовку курсантов-лётчиков ранних возрастов. Школьники в 15 лет уже самостоятельно летали на Як-52. Представляете? Аналогов такой подготовки не было нигде раньше. И сейчас трудно это представить, – продолжает Леонид Хорошев. – Ещё ребятишек 12-13 лет на юношеских планерах БРО-11 лететь учили. Надо было видеть глаза этих пацанов, которые в 13 лет на высоте 10 метрах летели».

Леонид Хорошев с женской командой Пермского АСК, 1983 г.
Леонид Хорошев с женской командой Пермского АСК, 1983 г. Фото: Из личного архивa/ Леонид Хорошев

На все полёты и прыжки государство выделяло средства. Жизнь на аэродроме кипела.

«Нам ни копейки не надо было зарабатывать самим, как учреждению, потому что государству было необходимо развивать и парашютный, и самолётный спорт, и готовить молодёжь к поступлению в авиаучилища и армию. Инструкторы, парашютисты и лётчики работали с воодушевлением в то время, потому что видели, что их работа очень важна. Молодёжь тянулась, но не всех желающих зачисляли. Были определённые рамки», – вспоминает Леонид Хорошев.

Провал 90-х

Но 90-е не могли не сказаться на авиации. Финансирование начали сокращать. Чего только аэроклубовцам не приходилось делать, чтобы организация продолжила существовать.

«Вы сами знаете, что творилось в 90-е годы: оборонные предприятия, которые так нужны были стране, разваливались. Что говорить про аэроклубы? Выживали, как могли. Например, заключали договор с учхозом «Липовая гора». Отдавали в аренду наши земли, они сено косили на аэродроме, а с нами за это либо деньгами, либо продуктами расплачивались. Кроме этого, каждый год проводили авиационно-спортивный лагерь, набирали ребят через управление образования. Оно это финансировало, но постепенно тоже стало сокращать средства. Тогда руководство лагеря договор с зоопарком заключило – ребята рубили и поставляли ветки на корм животным. Зоопарк за это платил. На эти средства мы могли содержать лагерь и ребятам, конечно, зарплату выдавали. Сколько могли – держались», – вспоминает Леонид Хорошев.

Начинающие парашютисты в авиационном лагере
Начинающие парашютисты в авиационном лагере. Фото: Из личного архивa/ Леонид Хорошев

Дальше, чтобы развиваться в авиации, необходимо было платить. А авиационный спорт довольно затратный, поэтому в середине 90-х авиаспортклуб открыл отделение пилотов-любителей. Туда пришли состоятельные люди, которые были готовы оплачивать теоретическую подготовку и полёты.

Таким образом, спорта как такового не стало, поскольку спортсмены, которые занимались в авиаспортклубе раньше, платить за полёты не могли (с парашютистами ситуация складывалась чуть лучше, так как это менее затратно, но всё же, и это было несравнимо с тем, что было раньше).

Недоступное небо

Сегодня аэроклуб разделен на федерации: лётчиков, парашютистов, планеристов, дельтопланеристов. Но, по большому счёту, существует как базовый аэродром во Фролах.

«Авиаспортклуба, честно говоря, фактически нет. Министерство физической культуры и спорта Пермского края финансирует все федерации по видам спорта. Смотрит, кто каких результатов добился и поездки оплачивает. То есть не всю подготовку, а соревнования. Но чтобы участвовать в них у спортсменов определённый уровень подготовки должен быть, а чтобы достичь его нужно затратить средства. А их никто не выделяет», – рассказывает Леонид Хорошев. 

спортсмены парашютисты, которые служили в ВДВ.
Спортсмены-парашютисты, служившие в ВДВ. Фото: Из личного архивa/ Леонид Хорошев

Парашютисты сами платят за подготовку, прыжки. Чтобы привлечь средства организовали прыжки в тандеме (когда любой желающий без подготовки прыгает в паре с опытным инструктором). Лётчики учат пилотов-любителей за плату. В допобразовании планеристам оплачивают теоретическую подготовку, деньги на бензин уже приходится искать. Всё это недёшево и практически недоступно для многих людей.

По словам Леонида Хорошева, гораздо лучше ситуация авиаспортклубов в Екатеринбурге и Казани. В столице Республики Татарстан аэроклуб до сих пор находится на бюджетном финансировании. В Екатеринбурге местные власти выделяют деньги на содержание базы.

Аэроклубовцы во Фролах.
Аэроклубовцы на авиапразднике во Фролах, 1979 г. Фото: Из личного архива/ Галина Смагина

«У нас 90-летие. С одной стороны мы рады, что дожили до такой даты, а с другой стороны грустно. Грустно от того, что пришли к такому состоянию. Конечно, мы сейчас изменить ничего не можем. Что свершилось – то уже свершилось. Мы в душе осознаём, что к прошлому не вернуться – раньше авиаподготовка была массовой, – подытоживает Леонид Хорошев. – Ребята к нам приходили, а мы им говорили, что в нашем клубе они обретут крылья. На самом деле так и происходило – люди от нас окрылёнными уходили, и это чувство с ними оставалось на всю жизнь. Остаётся с ностальгией вспоминать об этом и надеяться на лучшее».

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах