За последние 20 лет интерес к эковопросам вырос. Экологическое сознание очень изменилось, и в лучшую сторону, – так считает кандидат технических наук, доцент кафедры охраны окружающей среды Пермского политеха Елена Калинина. Она рассказала о том, как пришла в профессию, какие задачи стоят перед современными экологами, как изменилась подготовка специалистов в вузе, а также поделилась историей вовлечения в научную деятельность школьников.
Путь в профессию
Елена Калинина родилась в Перми. После окончания школы она, как и все, столкнулась с выбором дальнейшего пути. Это были 90-е годы, когда выпускники поголовно хотели быть юристами и экономистами. Но понимая, что может случиться переизбыток специалистов в этих сферах, Елена решила посмотреть: а какие ещё перспективные направления есть?
«На благодатную почву упала информация о том, что в Пермском политехе прошёл первый выпуск инженеров-экологов. То есть профессия только-только зарождалась, – рассказала Елена Калинина. – Кафедра охраны окружающей среды была совсем ещё молодая (открыта в 1978 году – прим. авт.), но активно развивалась под руководством профессионала своего дела (до 2012 года кафедрой заведовал основатель и руководитель Пермской научной школы в области охраны окружающей среды, доктор медицинских наук, профессор Яков Вайсман – прим. авт.)».
Первый выпуск инженеров-экологов в ПНИПУ состоялся в конце 90-х годов.
Сильный руководитель, актуальность направления, перспектива развития, практико-ориентированность и возможность внести свой вклад в решение экопроблем привлекли Елену, и она поступила в Пермский политех. Это решение стало судьбоносным.
«С первого курса у нас была выездная практика: мы ездили на Байкал с нашими научными руководителями, профессорским и преподавательским составом. Кафедра очень активно организовывала экологические лагеря, в которых принимали участие иностранные студенты. У российских обучающихся была возможность выехать за границу. Конечно, мы посещали наши заводы, проводили обследования Камы. Было очень интересно», – с улыбкой вспоминает годы учёбы в вузе Елена.
Заведующий кафедрой старался заполнить каждую свободную минуту полезной информацией для студентов.
«Если мы останавливались где-то на привал или находились в ожидании чего-то, он делился интересными историями, познавательными фактами и говорил о трендах, которые нас ждут. Очень запомнился случай в 1996 году: Яков Иосифович рассказал нам, что в Европе люди покупают питьевую воду в бутылках и платят за это деньги. Для нас тогда это вообще было удивительно, так как у нас был свободный доступ к питьевой воде (просто в тот момент мы не имели информации о её качестве)», – говорит Елена.
После окончания вуза Елена Калинина пошла на предприятие, но уже тогда знала, что продолжит заниматься наукой.
«Производственная деятельность никак не охладила пыл к научной – наоборот, опыт работы на производстве позволил мне достаточно быстро и качественно выполнить исследовательскую часть, подготовить кандидатскую диссертацию и защитить её в срок. Дальше уже выбор мой всё-таки был сделан в пользу научной и педагогической деятельности», – сказала Елена.
Производственная деятельность никак не охладила пыл Елены Калининой к научной.
И уже тридцатый год Елена Калинина неразлучна с кафедрой. В сфере её научных интересов – экологическая безопасность при обращении со сточными водами и осадками сточных вод; разработка и интенсификация технологий биологической очистки сточных вод; утилизация промышленных отходов; использование ресурсного потенциала промышленных отходов; аналитическое сопровождение природоохранной деятельности; экологическое образование.
«Ил Кирилл» вовлёк в науку
В 2023 году Елену Калинину пригласили принять участие в конкурсе школьных экопроектов «Пермь – мастерская будущего», который с 2007 года проводит «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Эколог была привлечена в качестве эксперта и наставника в проект «Ил Кирилл спешит на помощь». Это проект учеников школы № 64 Перми. Ребята решили в формате комикса осветить природоохранную значимость микроорганизмов активного ила, который используют на заводе для очистки воды. Но для начала им самим нужно было разобраться, что делает ил, как он работает и зачем нужен.
Проект «Ил Кирилл спешит на помощь» положил начало плодотворному сотрудничеству кафедры со школьниками. Ребята из команды всерьёз заинтересовались темой и захотели продолжить работу. С результатами своих исследований они начали участвовать и побеждать в других конкурсах и конференциях. К примеру, четыре школьника из этой команды вошли в программу «Сириус.Лето». Это всероссийский проект по выявлению талантливых ребят. Участие в нём подразумевает командную работу: в команде есть автор проектной задачи (научный сотрудник, который формулирует задачу и направления исследований), а также студенты-наставники, которые помогают школьникам достигать поставленных целей работы.
«Я была автором проектной задачи. Она была связана с вопросами очистки сточных вод, повышения эффективности очистки с помощью использования носителей биомассы. То есть, если в предыдущем проекте ребята получили базовые знания, то теперь начали углубляться в научную деятельность. Они изучили возможность использования новых материалов для повышения эффективности очистки сточных вод. Причём это материалы на основе отходов, синтезированные впервые на кафедре. Команда получила достаточно интересные результаты», – продолжила Елена.
Ребята защитили проект по теме «Носитель закрепленной биомассы для биологической очистки сточных вод на основе вторичных пластиков» на площадке «Сириуса». Но этим они не ограничились. Команда заняла первое место в региональном этапе Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», победила в Российском открытом молодёжном водном конкурсе – 2024 (Чистая вода), в конкурсе проектных работ «Курс в науку» на всероссийской конференции «Химия. Экология. Урбанистика»… И этот список можно продолжать.
«Школьники, которые участвовали в "Сириусе" пришли в следующий сезон (2024-2025). Мы начали с ними работать над проектом по теме "Снижение выбросов дурнопахнущих веществ, выделяющихся в процессе транспортировки и очистки сточных вод". Кроме того, ученики школы сейчас записывают подкаст "Ил Кирилл за микрофоном". Работа не прекращается», – отметила Елена Калинина.
Школьников стали узнавать и признавать в научном сообществе, что стало ещё одним поводом для гордости за проделанную работу.
«Не важно, с кем мы работаем – со школьниками или студентами –ключевым является интерес исследователя. Что волнует человека в текущий момент? Нужно найти ответ на этот вопрос и поставить перед ним доступную, понятную и посильную задачу. Тогда всё получится. Постепенно эти задачи будут усложняться, и даже из школьных проектов может вырасти настоящее научное исследование», – прокомментировала Елена Калинина.
Из школьных проектов может вырасти настоящее научное исследование.
Не исключено, что этот успех подтолкнёт ребят к профессиональному выбору. Тем более, в истории конкурса «Пермь – мастерская будущего» уже были такие случаи: вчера – участница экопроекта, сегодня – заведующая лабораторией экологии и охраны природы.
Не решить, а предупредить
Работа современного эколога очень разноплановая.
«Эта профессия связана с проблемами, которые возникают в результате деятельности человека. Сюда относятся и загрязнение воздуха, и утилизация отходов, и очистка сточных вод, и создание комфортной среды для обитания человека, и создание благоприятной среды для животных и растений… То есть практически всё, что касается жизни на Земле», – пояснила Елена Калинина.
По словам учёной, за последние 20 лет постановка задачи для эколога изменилась: если раньше специалисты были сосредоточены на решении проблемы, то сегодня акцент делают на её предупреждении (как сделать так, чтобы проблема не возникла вовсе?). И процесс обучения тоже изменился, в лучшую сторону.
«Например, у наших студентов с первого курса появилась проектно-исследовательская деятельность. На втором курсе они уже выполняют учебно-исследовательскую работу. То есть они вовлекаются в решение конкретных задач, а не ограничиваются описательным уровнем. На третьем курсе они уже получают какие-то результаты своей работы и могут заявляться с ними на различные конференции, конкурсы научных работ. Таким образом, они начинают претендовать на повышенную стипендию, а это ощутимый материальный результат, который может быть стимулом для развития в профессиональной сфере», – рассказала Елена Калинина.
По мнению эколога, сейчас вуз даёт хорошую базу для студентов, чтобы на выходе они не столкнулись с непониманием того, что им нужно будет делать – выпускники уже имеют реальный опыт работы теме, которая им интересна.