Чтобы дети хорошо усваивали информацию, она должна быть понятной. А кто преподнесёт её более доступным языком, чем другие дети?
Команда «Экоши XXI» из школы № 76 Перми делится своими «зелёными» идеями с малышами, которыми сами были ещё вчера. Школьники становятся проводниками в тему бережного отношения к окружающей среде, всё больше увлекаясь экологией. В 2024 году они устроили экофестиваль и чемпионат по настольным играм.
Экобум – 2024
Экологический отряд школы № 76 Перми под названием «Экоши XXI» уже несколько лет активно занимается экопросвещением дошкольников и учеников младших классов. Всё потому, что ребята знают: экологическое воспитание надо начинать как можно раньше. На эту мысль их натолкнул наставник – учитель начальных классов школы № 76 Перми Ирина Мохначева.
«Не все взрослые, к сожалению, готовы менять своё отношение к экологии. И, если мама бросает мусор на землю, то её ребёнок будет делать точно так же. Мы думаем, что экологические привычки должны формироваться с самого раннего возраста, поэтому проводим мероприятия для малышей. А дети потом делятся полученными знаниями друг с другом, приходят домой, и говорят родителям: "Так делать нельзя"», – рассказала она.
В 2021 году юные экоши проводили экоигры для дошкольников, в 2022 году показывали спектакль «Экопутешествие Капризки по Перми», в 2023 году организовали экофестиваль. Все эти идеи они воплотили при поддержке «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»: предприятие с 2007 года проводит конкурс «Пермь – мастерская будущего», а команда школы № 76 Перми активно в нём участвует. В 2024 году ребятам вновь посчастливилось попасть в список лучших. На этот раз они решили провести экофестиваль и чемпионат настольных игр «Экобум».

В фестивале уже приняли участие детсадовцы микрорайона. Командами они путешествовали по станциям и выполняли различные задания.
«Все задания мы придумывали в формате мозгового штурма. Всего у нас получилось восемь станций: “Экология в задачах”, “Магия бумаги”, “Ярче”, “Бутыльковый остров”, “Изучай и разделяй”, “Крышечки добра”, “В ритме”, “Сыщики”. На этих станциях участники рисовали, танцевали, решали экологические задачи. Они и повеселились, и узнали больше об экологии, о том, как сортировать мусор, и почему стоит отказаться от одноразовых вещей в пользу многоразовых. Может, теперь ребята будут более бережно относиться к природе», – рассказали юные экологи.
Эко, след, бумага, крышка, разделяй
Для ребят постарше (2-3 классы) «Экоши XXI» провели чемпионат настольных игр. Для него школьники создали игру «Экобум».

«На одном из телекинофестивалей мы познакомились с такой формой игры, которая нам очень понравилась. Мы решили её переделать на экологический лад. Но, конечно, везде указали авторство – Игорь Карелин», – пояснила Ирина Мохначева.
«Экобум» – игра на реакцию. В ней используются пирамидка и карточки со словами «эко», «след», «бумага», «крышка», «разделяй», а также специальные карты с логотипами «Перми – мастерской будущего», «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза» и шмелём Валерой (символ конкурса).

«Каждое слово, которое мы использовали в игре, что-то означает: эко – это экология; след – это экологический след, который оставляет человек; бумага и крышка – это мусор, который мы активно разделяем; разделяй – это ещё одно напоминание о том, что мусор нужно разделять. Когда участникам попадаются спецкарты, то им нужно пожужжать, либо похлопать в ладоши или сделать движение руками, будто качают нефть (в соответствии с той картой, которая выпала). На все карты нанесён рисунок, выполненный ученицей 7 "Д" класса Златой Гареевой», – рассказали школьники.

Эмоциями от игры поделились ученики 3 «Б» класса Богдан и Иван. Они рассказали, что в школе на уроках окружающего мира им уже рассказывали про то, что нужно беречь природу.
«У нас были уроки "Берегите воду", "Берегите воздух" и разные другие. Нам говорили, что люди делают плохого природе. Например, моют машины в реках, выбрасывают мусор. Ещё нам про браконьеров рассказывали…» – поделился Богдан.
Видимо, эти уроки не прошли даром. «Но я мусор на улице не выкидываю, потому что хочу максимально сберечь природу», – прервал своего одноклассника Иван.

Ребята считают, что надо чаще включать подобные «Экобуму» игры в учебный процесс.
«Эко, след, бумага, крышка, разделяй – это про то, что мы должны разделять мусор. Нам очень понравилась игра. Она проверяет реакцию, появляется азарт. И эта радость игры – это очень хорошо, потому что не скучно и весело», – считают школьники.
Говорят экоши
В отряде «Экоши XXI» в основном семиклассники, но присоединиться к команде пожелали несколько учеников из 3 и 4 класса. Всего ребят 18. Все они хотят внести свой вклад в решение экологических проблем. Темой бережного отношения к природе школьники увлеклись благодаря семье, учителю и конкурсу.
«Меня мама с папой так воспитали – что не нужно мусор разбрасывать. Потом от классного руководителя я узнал про более глобальные экологические проблемы и осознал ту трагедию, которая может произойти, если ничего не менять. И сейчас я доношу эти мысли до подрастающего поколения. Хочу, чтобы наша планета стала чище», – поделился семиклассник Егор.

Егор заразил «зелёными» идеями младшего брата. Ученик четвёртого класса Платон присоединился к «Экошам XXI» два года назад.
«Некоторые просто бросают мусор и думают, что он через день исчезнет, а он может разлагаться сотни лет. Если каждый человек уберёт мусор, который кинул, то тогда наш город станет чистым, да и вообще вся страна и мир станут чистыми. Мне нравится рассказывать про это дошкольникам», – сказал Платон.

Сейчас ребята вносят вклад в решение локальных проблем на территории школы, района, города. Но они уже задумываются о более серьёзных шагах. Например, семиклассница Анна уже решила, что свяжет жизнь с экологией.
«Я буду инженером экологической безопасности, – призналась девочка. – Мне интересно общаться с другими людьми и рассказывать им об экологии. Считаю, что это очень важно в наше время. Надо, чтобы все понимали, что это ненормально – засорять планету, на которой мы живём, а потом будут жить наши дети, внуки и правнуки. Мы должны ценить природу, а иначе сами себя погубим».
Работаем на будущее
Ирина Мохначева считает, что школьные проекты работают на будущее.
«Через 15-20 лет именно наши маленькие участники проектов будут производить новые товары, экологичную упаковку, будут воплощать в жизнь стратегию оптимального обращения с отходами. Наш район, наш город будут чистыми и красивыми!» – говорит она.
С наставником юных экологов трудно не согласиться.
«Сегодня школьник, а завтра – эколог или директор завода. Если человек с детства понимает свою ответственность и осознаёт свою роль в окружающем мире, то он, наверное, никогда не примет решение, которое навредит природе. Воспитание экологического сознания начинается с простых шагов: уборки в парке, посадки дерева, наблюдения за птицами, участия в конкурсе. Эти действия формируют у детей понимание важности благополучия среды, в которой они живут, и побуждают задумываться о будущем края, страны и планеты», – рассказала помощник генерального директора по связям с общественностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Вера Мартынюк.
Впереди у «Экош XXI» фестиваль для учеников первого класса и ещё несколько чемпионатов «Экобум».
Уголок леса в детсаду. Как малышей знакомят с природой Пермского края
«Экосплав на сапбордах». Как раскрыть детям красоту природы?
«Дети сами предложат прибраться». Как привить экокультуру через творчество
Новое поколение. Школьники Пермского края получили поддержку экопроектов
Сберечь красоту природы. Дан старт конкурсу «Пермь – мастерская будущего»