Чтобы дети хорошо усваивали информацию, она должна быть понятной. А кто преподнесёт её более доступным языком, чем другие дети?
Команда «Экоши XXI» из школы № 76 Перми делится своими «зелёными» идеями с малышами, которыми сами были ещё вчера. Школьники становятся проводниками в тему бережного отношения к окружающей среде, всё больше увлекаясь экологией. В 2024 году они устроили экофестиваль и чемпионат по настольным играм.
Экобум – 2024
Экологический отряд школы № 76 Перми под названием «Экоши XXI» уже несколько лет активно занимается экопросвещением дошкольников и учеников младших классов. Всё потому, что ребята знают: экологическое воспитание надо начинать как можно раньше. На эту мысль их натолкнул наставник – учитель начальных классов школы № 76 Перми Ирина Мохначева.
«Не все взрослые, к сожалению, готовы менять своё отношение к экологии. И, если мама бросает мусор на землю, то её ребёнок будет делать точно так же. Мы думаем, что экологические привычки должны формироваться с самого раннего возраста, поэтому проводим мероприятия для малышей. А дети потом делятся полученными знаниями друг с другом, приходят домой, и говорят родителям: "Так делать нельзя"», – рассказала она.
В 2021 году юные экоши проводили экоигры для дошкольников, в 2022 году показывали спектакль «Экопутешествие Капризки по Перми», в 2023 году организовали экофестиваль. Все эти идеи они воплотили при поддержке «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»: предприятие с 2007 года проводит конкурс «Пермь – мастерская будущего», а команда школы № 76 Перми активно в нём участвует. В 2024 году ребятам вновь посчастливилось попасть в список лучших. На этот раз они решили провести экофестиваль и чемпионат настольных игр «Экобум».
В фестивале уже приняли участие детсадовцы микрорайона. Командами они путешествовали по станциям и выполняли различные задания.
«Все задания мы придумывали в формате мозгового штурма. Всего у нас получилось восемь станций: “Экология в задачах”, “Магия бумаги”, “Ярче”, “Бутыльковый остров”, “Изучай и разделяй”, “Крышечки добра”, “В ритме”, “Сыщики”. На этих станциях участники рисовали, танцевали, решали экологические задачи. Они и повеселились, и узнали больше об экологии, о том, как сортировать мусор, и почему стоит отказаться от одноразовых вещей в пользу многоразовых. Может, теперь ребята будут более бережно относиться к природе», – рассказали юные экологи.
Эко, след, бумага, крышка, разделяй
Для ребят постарше (2-3 классы) «Экоши XXI» провели чемпионат настольных игр. Для него школьники создали игру «Экобум».
«На одном из телекинофестивалей мы познакомились с такой формой игры, которая нам очень понравилась. Мы решили её переделать на экологический лад. Но, конечно, везде указали авторство – Игорь Карелин», – пояснила Ирина Мохначева.
«Экобум» – игра на реакцию. В ней используются пирамидка и карточки со словами «эко», «след», «бумага», «крышка», «разделяй», а также специальные карты с логотипами «Перми – мастерской будущего», «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза» и шмелём Валерой (символ конкурса).
«Каждое слово, которое мы использовали в игре, что-то означает: эко – это экология; след – это экологический след, который оставляет человек; бумага и крышка – это мусор, который мы активно разделяем; разделяй – это ещё одно напоминание о том, что мусор нужно разделять. Когда участникам попадаются спецкарты, то им нужно пожужжать, либо похлопать в ладоши или сделать движение руками, будто качают нефть (в соответствии с той картой, которая выпала). На все карты нанесён рисунок, выполненный ученицей 7 "Д" класса Златой Гареевой», – рассказали школьники.
Эмоциями от игры поделились ученики 3 «Б» класса Богдан и Иван. Они рассказали, что в школе на уроках окружающего мира им уже рассказывали про то, что нужно беречь природу.
«У нас были уроки "Берегите воду", "Берегите воздух" и разные другие. Нам говорили, что люди делают плохого природе. Например, моют машины в реках, выбрасывают мусор. Ещё нам про браконьеров рассказывали…» – поделился Богдан.
Видимо, эти уроки не прошли даром. «Но я мусор на улице не выкидываю, потому что хочу максимально сберечь природу», – прервал своего одноклассника Иван.
Ребята считают, что надо чаще включать подобные «Экобуму» игры в учебный процесс.
«Эко, след, бумага, крышка, разделяй – это про то, что мы должны разделять мусор. Нам очень понравилась игра. Она проверяет реакцию, появляется азарт. И эта радость игры – это очень хорошо, потому что не скучно и весело», – считают школьники.
Говорят экоши
В отряде «Экоши XXI» в основном семиклассники, но присоединиться к команде пожелали несколько учеников из 3 и 4 класса. Всего ребят 18. Все они хотят внести свой вклад в решение экологических проблем. Темой бережного отношения к природе школьники увлеклись благодаря семье, учителю и конкурсу.
«Меня мама с папой так воспитали – что не нужно мусор разбрасывать. Потом от классного руководителя я узнал про более глобальные экологические проблемы и осознал ту трагедию, которая может произойти, если ничего не менять. И сейчас я доношу эти мысли до подрастающего поколения. Хочу, чтобы наша планета стала чище», – поделился семиклассник Егор.
Егор заразил «зелёными» идеями младшего брата. Ученик четвёртого класса Платон присоединился к «Экошам XXI» два года назад.
«Некоторые просто бросают мусор и думают, что он через день исчезнет, а он может разлагаться сотни лет. Если каждый человек уберёт мусор, который кинул, то тогда наш город станет чистым, да и вообще вся страна и мир станут чистыми. Мне нравится рассказывать про это дошкольникам», – сказал Платон.
Сейчас ребята вносят вклад в решение локальных проблем на территории школы, района, города. Но они уже задумываются о более серьёзных шагах. Например, семиклассница Анна уже решила, что свяжет жизнь с экологией.
«Я буду инженером экологической безопасности, – призналась девочка. – Мне интересно общаться с другими людьми и рассказывать им об экологии. Считаю, что это очень важно в наше время. Надо, чтобы все понимали, что это ненормально – засорять планету, на которой мы живём, а потом будут жить наши дети, внуки и правнуки. Мы должны ценить природу, а иначе сами себя погубим».
Работаем на будущее
Ирина Мохначева считает, что школьные проекты работают на будущее.
«Через 15-20 лет именно наши маленькие участники проектов будут производить новые товары, экологичную упаковку, будут воплощать в жизнь стратегию оптимального обращения с отходами. Наш район, наш город будут чистыми и красивыми!» – говорит она.
С наставником юных экологов трудно не согласиться.
«Сегодня школьник, а завтра – эколог или директор завода. Если человек с детства понимает свою ответственность и осознаёт свою роль в окружающем мире, то он, наверное, никогда не примет решение, которое навредит природе. Воспитание экологического сознания начинается с простых шагов: уборки в парке, посадки дерева, наблюдения за птицами, участия в конкурсе. Эти действия формируют у детей понимание важности благополучия среды, в которой они живут, и побуждают задумываться о будущем края, страны и планеты», – рассказала помощник генерального директора по связям с общественностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Вера Мартынюк.
Впереди у «Экош XXI» фестиваль для учеников первого класса и ещё несколько чемпионатов «Экобум».