Но что, если диагностика рака станет такой же простой и быстрой процедурой, как взятие крови из пальца? Или еще лучше - людям начнут вживлять биочип, который будет передавать информацию обо всех изменениях в организме? Фантастика? Лев КРОТОВ, зав. кафедрой прикладной физики ПНИПУ, доктор физико-математических наук, уверен - это ближайшее будущее.
Опередить болезнь
Ольга Семенова, «АиФ-Прикамье»: - Три года назад пермские ученые совместно с израильскими начали разработку биочипа по диагностике раковых заболеваний. В чем суть этого метода?
Лев Кротов: - Сам биочип разработали израильские ученые. Он представляет собой маленькую электрохимическую ячейку с электродами. Чтобы поставить диагноз, в нее помещают биопсию. Для поиска раковых клеток используют онкологические маркеры. В нашем исследовании это щелочная фосфотаза. От ее поведения зависит, есть в образце рак или нет. Чтобы посмотреть на ее активность, в биопсию добавляют химические вещества. Если фосфотаза пассивна, рак есть. Если же она активна, болезни нет.
- Какое онкологическое заболевание вы диагностировали и каковы результаты?
Л.В.: - Наш выбор пал на колоректальный рак (рак прямой кишки). Это очень распространенная форма заболевания в мире и в Перми. Трудность в том, что этот рак можно обнаружить только на поздней стадии. Получили 150 определений, доказывающих, что этот метод диагностики работает безошибочно. Выяснили: этим способом можно диагностировать болезни печени, гепатит, определять состояние матери и младенца во время беременности.
- То есть получается, что установка с этим биочипом впоследствии может стать универсальным устройством для диагностики разных заболеваний?
Л.В.: - Да, и не только диагностики. В онкологии самое главное - время. Зачастую выбор препаратов для лечения затягивается. А с помощью этого метода можно проверить, действуют медикаменты или нет, всего за 20 мин. В 8 ячеек установки можно поместить кусочки биопсии и подействовать на них разными препаратами. На экране мы увидим, где есть реакция.
Матрица под кожей
- Как скоро этот метод будут использовать в медицине?
Л.В.: - У меня нет никаких сомнений, что через год или два в Израиле его уже внедрят. Наши коллеги продвинулись дальше в разработке установки. У нас это стационарный прибор размером с небольшой компьютер. А они сделали устройство, помещающееся в руке. Его цена всего 300-350 долл., а один анализ стоит около 2 долл.
- Прибор становится меньше в размерах. Возможно ли, что он станет таким крошечным, что его будут вживлять в организм человека?
Л.В.: - Да, это вполне реально. Уже сейчас можно вживить в человека некий контроллер состояний организма. Этот датчик выводил бы информацию о температуре тела и давлении на какой-то носитель с экраном. Но нам это, по сути, не нужно. Вживление биочипов для диагностики рака неактуально: нет необходимости в постоянной диагностике, а стоимость устройства высока.
- Исследование подходит к концу. Что же дальше? Работа над результатами продолжится?
Л.В.: - В первую очередь, это дело медиков. Разработка дает большой задел для исследований. Чтобы продолжать, нужны лицензии, разрешения, деньги. Моя помощь заключалась в технологических экспериментальных моментах и была больше организационной. Я не вижу себя в дальнейшей работе. Возможно, сказывается возраст. Нужно, чтобы этим вплотную занимались врачи. А я мог бы подготовить физиков, которые будут обслуживать установку.
На кого оставить науку?
- Сегодня говорят, что молодежь не стремится заниматься наукой. Вы согласны с этим?
Л.В.:- Нет. Уровень культуры студентов вырос. Появилась прослойка ребят, которые приходят в университет именно за знаниями. Они активно занимаются наукой. Но иногда неправильное отношение к знаниям формируется в школе. Порой в одной группе учатся те, кто мыслят на уровне международных олимпиад, и те, кто не могут понять что-то из школьной программы.
- Многие винят в плохом уровне знаний введение ЕГЭ. Как вы относитесь к этому методу оценки?
Л.В.: - Когда ЕГЭ только появился, у него было много недостатков. Плохо поставленные вопросы, ошибки в заданиях… Сейчас ситуация изменилась. Главное, чтобы школьники понимали, что им надо учиться.
- А в чем проблема? Почему они не хотят учиться?
Л.В.: - Сложно сказать. Нехорошо ставить в пример себя, но когда я был в первом классе, товарищ брата принес к нам домой стопку книг по радиотехнике. Начал их читать, мне было интересно и понятно. Я решил собрать радиоприемник. Но чтобы мотать катушку, нужно было извлечь квадратный корень. А я не знал, как. Мне объяснил брат. В этом же году у меня уже работал ламповый радиоприемник. Летом, после 8 класса, я собрал телевизор. Вспоминая школу, не могу представить, что кто-то из ребят сказал бы: мне надо идти к репетитору. Есть книжки, задачники - зачем репетитор? Ты что, сам не можешь? Вот такое было у нас отношение к получению знаний.