Примерное время чтения: 5 минут
1008

Анастасия Гилёва: «Дети-инвалиды могут достичь больших высот»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-Прикамье 06/09/2016
Прививать навыки общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья нужно с самого детства.
Прививать навыки общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья нужно с самого детства. Из личного архива

Всё чаще они выходят из четырёх стен: учатся, работают, добиваются успехов в спорте. Но готовы ли мы принять их?

Анастасия Гилёва, президент общественной организации защиты прав детей-инвалидов и их семей «Счастье жить», говорит о том, насколько важно включать особых ребят в жизнь общества.

Досье
Анастасия Гилёва. Род. 10 авг. 1983 г. в Красновишерске. Окончила автодорожный факультет ПНИПУ, училась в аспирантуре в МАДИ на кафедре «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог». Преподавала в Пермском строительном колледже, работала в краевом управлении дорог и транспорта. В 2013 г. создала общественную организацию «Счастье жить». Организатор развивающего проекта для детей-инвалидов «Школа особых знаний».

Терпение и доброжелательность

Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Мы порой не очень хорошо представляем, как живут инвалиды, какие у них трудности. Почему это так?

Анастасия Гилёва: Это наследие советских времён. Тогда люди с ограниченными возможностями не покидали своих квартир, жили в домах-интернатах. С появлением доступной среды, с развитием информационных технологий, транспортной доступности, появилось больше возможностей для улучшения качества жизни инвалидов. Сейчас важно, чтобы здоровые люди научились с ними общаться. Пока, глядя на них, большинство отводит глаза. Почему? Потому что люди просто не знают, как разговаривать с ними.

Прививать навыки общения нужно с самого раннего детства. Именно поэтому так важно инклюзивное образование, когда дети-инвалиды учатся вместе со здоровыми ребятами. Начинать его нужно с детсада. Ведь особого ребёнка сложно принять как здоровым детям, так и их родителям. У малышей с ограниченными возможностями могут быть непонятные обычным людям реакции, странные движения. Достаточно знать, что они так проявляют свои эмоции, разговаривают с людьми – и контакт будет.

– Готовы ли родители детей-инвалидов адаптировать своих детей к жизни общества?

А. Г.: – Нередко бывает, что они стесняются выводить их куда-то, боятся реакции детей и взрослых. Я сама мама ребёнка-инвалида. По опыту знаю, что стесняться не нужно. Например, мы с дочкой всегда ходим на детские площадки, так как ей необходимо общение с ребятами. Если родитель приводит своего ребёнка туда, он должен быть готов к тому, что здоровые дети могут задать неудобные вопросы. Это нормально. Просто отвечать нужно доброжелательно и терпеливо.

Минус три

– Нередко родители детей-инвалидов жалуются, что положенных по закону медицинских услуг приходится добиваться, доступная среда есть далеко не везде, попасть в инклюзивный дет­ский сад трудно. Почему возникают такие сложности?

А. Г.: – Потому что даже региональные власти не всегда ясно представляют себе или не видят конечную цель реабилитации ребёнка, инклюзивного образования, мероприятий по созданию доступной среды. Этим летом мне довелось выступать на конференции ООН, делиться опытом общественной работы. Моих зарубежных коллег удивило, что наша организация разъясняет родителям детей-инвалидов их права. Европейским родителям особенных детей государство предоставляет все услуги автоматически.

Скажу, что, затратив сравнительно небольшие деньги на реабилитацию, создание необходимых условий для совместного обучения в школах и детских садах, доступной среды не для галочки, мы получим свободного гражданина с активной жизненной позицией. Он может прославить страну в спорте, как паралимпийцы, работать и приносить пользу обществу, воплотить в жизнь свои планы и мечты.

Мало кто даже в министерствах задумывается о том, что будет, если мы откажемся заниматься ребёнком-инвалидом. А в этом случае мы исключим из жизни общества трёх человек. Почему трёх? Сейчас объясню. До 10 лет за таким ребёнком ухаживает только мама. Чаще всего ей приходится уходить с работы, потому что всё время она тратит на инвалида. Чтобы обеспечить уход за ребёнком 10-14 лет, маме уже нужен помощник на какое-то время. Когда дети вырастают, становятся совершеннолетними, помощь второго человека уже нужна постоянно. Вот и получается, что из общества «выпадают» трое: сам инвалид и те, кто о нём заботятся. Именно поэтому в Европе, например, большинство инвалидов по возможности передвигаются – на колясках, с костылями. Они учатся и работают.

Большие высоты

– Есть ли у нас в крае и Перми возможности для постоянной и качественной реабилитации детей-инвалидов?

А. Г.: – Есть, но немного. В этом году краевой Минздрав сократил ставки среднего медицинского персонала в коррекционных детских садах и школах. Это очень большая проблема.

Пока регион не может обеспечить услугами реабилитации всех детей в должном объёме. Решить этот вопрос можно, построив краевой центр развития и комплексной реабилитации детей. Наша общественная организация «Счастье жить» совместно с Пермским строительным колледжем разработали два дизайн-проекта. В центре будут самые современные технологии реабилитации, спортивные сооружения, бассейн, инклюзивный детсад и школа. Мы уже получили поддержку краевых парламентариев. Сейчас Министерство социального развития занимается вопросом перевода земель в Камской долине в региональную собственность. Правительство совместно с федеральным ведомством решают вопрос софинансирования – это около 600 млн руб.

Дети-инвалиды могут достичь больших высот. Им зачастую нужно затратить намного больше усилий, чтобы добиться того, что обычные люди имеют без особого труда. Поэтому инвалиды умеют преодолевать трудности, остро ценят жизнь. Человека с ограниченными возможностями здоровья не стоит жалеть и опекать, его нужно просто поддерживать.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах