Об итогах первых месяцев работы в представительном органе и своих планах в области нормо¬творчества рассказала Надежда Агишева, депутат Пермской городской думы от партии «Яблоко».
Три главные темы
– Полгода – достаточный период, чтобы подвести некоторые итоги. Каковы ваши впечатления от депутатской деятельности?
Н. А.: Первые месяцы были достаточно напряжёнными, и участие в работе думы серьёзно изменило ритм моей жизни. Большинство действующих депутатов избираются уже не первый созыв, и в этом смысле я, конечно, новичок. Каждому заседанию думы, которое проходит один раз в месяц, предшествует заседание семи думских комитетов. Я приняла для себя решение познакомиться с работой каждого комитета и за всё время после избрания не пропускала заседаний. Это помогает понять степень важности вопросов думской повестки, сформировать позицию по каждому из них и выстроить приоритеты в работе с материалами. А поскольку регламентом думы предусмотрено мало времени на ознакомление с проектами нормативных актов, приходится интенсивно вникать в некоторые совершенно новые темы. В профессиональном смысле это вдохновляет – люблю новые интересные задачи.
– Какие из вопросов думской повестки наиболее остро обсуждались?
Н. А.: За прошедшие полгода дума приняла несколько резонансных решений. Например, вопрос о льготах в городском транспорте. В общественной дискуссии наиболее остро обсуждалось ограничение количества поездок. Но я считаю, что не менее важная проблема – отсутствие возможности купить проездной на меньшее количество поездок. Ведь если стоимость проездного рассчитывается исходя из 90 поездок, менее активные пассажиры фактически не могут воспользоваться льготой. Позитивно отношусь к самой идее внедрения единой автоматизированной системы учёта поездок – это путь к получению достоверной информации для расчётов между городским бюджетом и перевозчиками. Мы тратим на субсидии сотни миллионов рублей, и информация для определения размера этих субсидий должна быть объективной.
Вторая важная тема – градостроительная. В этой тематике наиболее острыми являются вопросы об изменении функционального зонирования городских территорий. Во-первых, складывается практика перевода территорий рекреационного назначения в зоны, где возможна застройка. Во-вторых, планирование территорий осуществляется без учёта расходов на создание социальной инфраструктуры (школ, дошкольных учреждений, транспорта). Всё это приводит к нарушению прав горожан на проживание в благоприятной городской среде. Градозащитникам приходится в судах отменять такие решения думы. И на заседании комитета по градостроительству, и на заседании думы выступала против проектов таких решений. Здесь я не понимаю позицию своих коллег: сначала дума принимает нормативные акты, а потом по решению суда ей приходится их отменять. Так случилось с Черняевским лесом и с долиной реки Егошихи.
Третья важнейшая тема, которая вскрылась при рассмотрении вопроса о выделении помещения для общественной организации «Территория семьи», – это существующая система поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. В 2014 г. в Перми приняли прогрессивную Концепцию поддержки СО НКО. Однако отсутствие нормативных актов, необходимых для её реализации, препятствует развитию этого сектора.
Приоритет в работе
– 2017 г. объявлен в Российской Федерации Годом экологии. Планируете ли вы уделять внимание этой повестке?
Н. А.: Конечно, планирую, и не только в Год экологии. В первой тройке городского списка партии «Яблоко» вместе со мной избирался Дмитрий Андреев, учёный-эколог, член «Зелёной коалиции». Сейчас в моей работе в области природоохранной повестки я опираюсь прежде всего на его экспертизу. Мы определили два основных направления работы: защита долин малых рек и развитие городской системы мониторинга качества состояния воздуха. Первый результат этой деятельности уже есть: вопрос застройки рекреационной зоны долины реки Уинки в непосредственной близости от Сада соловьёв был отложен.
Что касается ситуации с загрязнением воздуха, то действующая сейчас система мониторинга не в полной мере соответствует требованиям законодательства. Например, количество стационарных постов наблюдения за загрязнением воздуха не соответствует ГОСТу, а данные мониторинга поступают с большой задержкой. Всё это нарушает право горожан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Мы с Дмитрием Андреевым готовим проекты нормативных актов, которые позволят изменить эту ситуацию.
– Вы участвовали в конкурсе по выбору председателя Контрольно-счётной палаты Перми. В этом году заканчивается срок действующего председателя, и будут рассматривать кандидатуры на следующие пять лет. Вы планируете участвовать?
Н. А.: Сейчас федеральное законодательство не предусматривает возможности самовыдвижения, как это происходило пять лет назад. Поэтому если поступит предложение о выдвижении от тех, кто имеет на это право (глава города, депутаты думы в количестве не менее 12 человек, председатель одного из комитетов), я буду такую возможность обсуждать. Но меня вполне устраивает статус депутата, который в совокупности с профессиональным опытом позволяет осуществлять контроль за расходованием средств городского бюджета. Уже сейчас в результате обращений в администрацию города и Контрольно-счётную палату удаётся получить достаточно информации для подготовки предложений по совершенствованию системы контроля.
– Какие вопросы для вас главные в этом месяце?
Н. А.: Это работа над проектом изменений регламента думы. Такие изменения необходимы по нескольким причинам. Шестой созыв стал первым, избранным по смешанной системе: 14 из 36 депутатов представляют политические партии, что привело к появлению новых субъектов – фракций партий. И в регламент должны быть внесены соответствующие изменения, должен быть определён порядок деятельности фракций. Также считаю, что регламент должен в большей степени отвечать основным принципам деятельности представительного органа, заложенным в городском Уставе. В частности, принципам открытости и гласности. С этой целью предлагаю внести изменения в порядок протоколирования заседаний думы и её комитетов. Сегодня в думе не ведётся и не публикуется стенограмма, аудио и видео записи заседаний не хранятся. Местное самоуправление – это основа демократии, и здесь у горожан не должно быть барьеров в получении полной информации о деятельности городского парламента. Чем больше информации доступно, тем эффективнее взаимодействие с избирателями и больше доверия к депутатам.
- Попадают ли в поле вашего зрения вопросы культурной политики?
Н. А.: Многие ждали от меня, что в первую очередь сконцентрирую своё внимание на городской культурной политике. Тем более что в прошлом году я вошла в состав Общественного Совета при Министерстве культуры РФ, и это является важным опытом и может быть полезным для города и региона. С проектами в сфере культуры связана существенная часть моей общественной деятельности: это и создание Центра городской культуры, и работа с коллекцией наивного искусства и, конечно, я планирую уделять внимание вопросам культуры в своей депутатской деятельности. Думаю, что совместно с городской администрацией мы можем начать работу по обсуждению новой стратегии в этой области и поиску эффективных решений с опорой на лучший опыт и экспертизу пермяков.
Важный фактор
– На думских заседаниях вы высказывали свое мнение по вопросам самых различных тематик. На какие экспертные мнения вы опираетесь?
Н. А.: Можно сказать, что сегодня сложился «проектный офис» депутата Агишевой. Его основу составляет команда, в составе которой мы шли на выборы от партии «Яблоко». Прежде всего, это учёный-эколог Дмитрий Андреев, политолог и общественный деятель Сергей Пономарёв, юрист и общественник Дмитрий Втюрин, юрист Александра Гуляева, эксперт по вопросам культурного развития территорий Андрей Попов, руководитель общественной организации «За права детей на образование в Пермском крае» Анна Куликова. Уже после выборов к нашей команде присоединилась юрист, руководитель ПРОО «Территория семьи» Анна Зуева, важную помощь оказывают градозащитник Денис Галицкий и общественный деятель, руководитель проекта «Сад соловьёв у речки Уинки» Надежда Баглей. Мне приятно, что моя дочь Александра проявила заинтересованность и помогает мне на волонтёрских началах. Её образование бакалавра международных отношений и особенно международный сертификат по правам человека позволяет нам обращаться к концепции прав и свобод человека, которая является ключом и методологией для решения городских проблем.
– В какой степени оппозиция может влиять на качество жизни в городе, находясь в очевидном меньшинстве?
Н. А.: У оппозиции в думе важная роль. Появление в городском представительном органе четырёх оппозиционных партий – важный фактор городского развития. Читаю в городских СМИ, что это представительство не может повлиять на принятие решений и что «Единая Россия» будет блокировать любые инициативы оппозиции. Это искажённое представление о ситуации в Пермской городской думе. Статус депутата позволяет переводить очень многие вопросы городской жизни в политические, а значит привлекать к ним внимание избирателей. У оппозиции важная роль сдерживания и стабилизации в системе взаимоотношений исполнительной власти и думы. Наличие альтернативной позиции приводит к повышению качества нормативных актов.