Что помогло Трампу?
Татьяна Плешакова, «АиФ-Прикамье»: Почему вы занялись этими исследованиями?
Ирина Марасанова: Ещё в июне 2014 года в России приняли закон о стратегическом планировании. Тогда в университете создали рабочую группу по стратегии развития муниципальных образований в Прикамье. Мы подготовили исследования по Пермскому, Кишертскому, Александровскому районам. И ещё готовим по некоторым другим муниципалитетам.
Кроме того, я с большим интересом наблюдала за выборами Трампа в Америке. Его выборная кампания впервые была построена на анализе предпочтений выборщиков. Проанализировав огромное количество данных, в первую очередь соцсетей, Трамп смог предоставить им такую программу, которую они поддержали. Этот бизнес-приём в конечном счёте и принёс ему успех.
– Какие методики вы применяли?
– Мы решили сделать первый шаг, чтобы начать изучать базовые ценности жителей Пермского края. Такие исследования проводятся в Европе с 2002 года. С 2006 года в этом процессе стала участвовать и Россия. Методику разработал профессор Иерусалимского университета Шалом Шварц. В нашем случае был использован вариант анкеты, которая состояла из 21 описания, характеризующего людей по тем или иным моделям поведения. По этой методе мы провели исследования в трёх муниципалитетах края – Соликамске, ЗАТО Звёздном и Суксунском районе.
Кому нужны такие кадры?
– Какие особенности территорий вы обнаружили во время исследований?
– Люди, живущие в Суксунском районе, придерживаются традиционных ценностей. А в Звёздном живут люди, приехавшие из разных уголков страны. Соликамск – древний город, но все традиции там заложены в советское время. По Перми исследования не проводили. Но думаю, что у нас, как и в Соликамске, – советский характер. По этим трём территориям можно сказать, что мы руководствуемся базовыми ценностями индустриального общества.
– А чем это плохо?
– Традиционное общество – это когда в цене была земля. Для её обработки не требовалось особой квалификации. В индустриальном обществе ценность – заводы, электроэнергия, топливо. В нём тоже можно было найти низкоквалифицированную работу.
Стыдно быть успешным?
– А как у нас относятся к богатым людям?
– Не надо забывать, что наши базовые ценности формируются под влиянием образования, культуры, религии и семейных традиций. Вспомните хотя бы одного положительного героя из школьной программы по русской литературе. Увы, всё это «лишние» люди или терзающиеся сомнениями разночинцы. На литературе сказываются и православные традиции. Гедонизм (учение, утверждающее наслаждение как высшее благо и цель жизни. – Ред.), который нам пытаются навязать, – это протестантизм, религия капиталистического общества. У нас быть богатым – стыдно. А на Западе бедность – это проклятие божье. Это принципиально другой подход. Кроме того, не нужно забывать о ментальности Пермского края. С 1953 года и до конца века мы были самой закрытой в стране областью, где располагалось очень много зон. И это не могло не отразиться на нас. Мы редко улыбаемся, не любим быть выскочками.
– Наверное, эти исследования помогут руководству районов продвигать свои территории?
– Для того чтобы продвинуть свой муниципалитет, нужно хорошо знать историю и своё население. Когда людям кажется, что со стороны им виднее, как осчастливить то место, куда приехали, они могут потерпеть серьёзное фиаско. Вот, например, в Суксуне была единственная на Урале усадьба в стиле модерн, принадлежавшая известному общественному деятелю и представителю семьи купцов 1 гильдии Ивану Каменскому. Сейчас её нет. Мы с рабочей группой создали инвестиционную стратегию по развитию Суксунского района и решили провести выставку, которая бы рассказала о ней. Самое яркое впечатление на местных жителей произвело панно лестницы в стиле модерн, которую они помнили, а не рассказ о хозяине усадьбы.
Наши исследования несомненно помогают руководителям органов местной власти по-новому взглянуть на жителей районов. Надо научиться использовать эту информацию для создания реально работающих стратегий социально-экономического развития муниципалитетов Пермского края.