Примерное время чтения: 8 минут
431

Кризис ещё впереди? На что тратить деньги в трудные времена

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ-Прикаье 09/11/2022
Пожилые люди на своëм веку пережили десяток кризисов, поэтому хорошо адаптировались к трудностям.
Пожилые люди на своëм веку пережили десяток кризисов, поэтому хорошо адаптировались к трудностям. / Александра Горбунова / АиФ

Сложности, трудности, проблемы – в этом в нашей жизни недостатка нет. За долгие годы люди научились дер­жаться на плаву во время любого шторма.

Сейчас экономическую ситуацию не назовёшь простой. Беспрецедентные санкции, уход зарубежных компаний с российского рынка, падение курса валют. В перспективе – постепенная перестройка экономики на другие задачи. Всё это влияет на жизнь каждого человека. О том, что люди начали покупать, на чём стали экономить, кто особенно чувствует наступающие финансовые проблемы, во что стоит вкладывать деньги, рассказывает старший преподаватель кафедры экономики и финансов ПНИПУ Юлия Стародумова.

«Подкожный жирок»

Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Как экономическая ситуация в этом году уже повиляла на нашу жизнь?

Юлия Стародумова: Появилась интересная тенденция, которой не было, наверное, со времён кризиса 2008 года. Расходы потребителей растут не в связи с тем, что они стали больше покупать, а из-за темпов инфляции. На некоторые продукты – а это гречка, майонез, яйцо, товары повседневного спроса – цены выросли на 18-21 %. Сейчас больше денег уходит на привычный набор продуктов. Например, в сентябре в среднем жители края в неделю тратили по 5,5-6 тысяч рублей, что на 12-15 % больше, чем в тот же период год назад. Большинство экономистов считают, что нижняя точка кризиса ещё не пройдена. Пока действуют инерционные механизмы, связанные со спокойными периодами, и мы держимся за счёт накопленного «подкожного жирка». Сейчас, на мой взгляд, ещё не кризис.

Большинство экономистов считают, что нижняя точка кризиса ещё не пройдена.

– По кому в первую очередь ударили экономические проблемы?

– Вопреки ожиданиям в такие времена всегда страдают не самые бедные слои населения. И это легко объяснить. Люди с низкими доходами умеют экономить и мало тратят. Им особо нечего терять. К тому же в последнее время появилось много мер соцподдержки: от компенсации за школьную форму до ежемесячных выплат. В последнее время примерно 20 % дохода таких семей составляют пособия. Это рекорд за последние годы. Кроме того, 90 % людей, которые считаются бедными, живут в территориях, где хорошо развито подсобное хозяйство. В итоге основные продукты находятся у них, что называется, под рукой. В отличие от других слоёв населения они легко переходят на дешёвые марки товаров. Изменился разве что перечень того, что они покупают: если раньше в любой кризис всегда приобретали хлеб и мыло, то сейчас – макароны и моющие средства.

Люди с низкими доходами умеют экономить и мало тратят. Им особо нечего терять.

– Большинство из нас не назовут себя богатыми. Какие доходы у семей, которые называют бедными?

– Чётких критериев нет. Бедными считаются те, чей доход равен, чуть выше или чуть ниже прожиточного минимума. К людям со средним доходом мы относим тех, кто может позволить себе купить вещи без кредитов и имеет накопления. Именно на представителях среднего класса экономическая ситуация отразилась негативнее всего. По разным оценкам, в 2018 году было 30 % населения со средними доходами, во время пандемии – уже 24 %. С 2022 года – ещё меньше. Чаще всего это «белые воротнички», чей доход на 25 % и более превышает средний уровень зарплат в регионе. Доходы этих людей падают в связи с уходом зарубежных компаний, сокращением рабочих мест. Они привыкли совершать крупные покупки, а этот сегмент сократился. Стало меньше возможностей выехать за рубеж.

Доллары под матрас?

– Как будут меняться покупательские привычки людей?

– Тенденция довольно негативная. Я бы сказала, что индекс потребительской уверенности лежит в глубоком обмороке и будет находиться там довольно долго. Сейчас люди будут переходить на более рациональное потребление, отказываться от излишеств, предпочитать отечественные товары или недорогие марки торговых сетей собственного производства. Также ожидается отток покупателей из крупных интернет-магазинов в торговые точки у дома, где можно найти товары дешевле. В интернет переходит сфера развлечений. Из-за сокращения репертуара кинотеатров люди стали заметно реже ходить в кино, фильмы теперь предпочитают смотреть в Сети. 

Индекс потребительской уверенности лежит в глубоком обмороке и будет находиться там довольно долго

Последнее, на чём будут экономить, – это лекарства, продукты питания и корм для животных. Все эксперты сходятся на том, что эти товарные группы пострадают меньше всего. Интересно, что сейчас растёт спрос на спортивные товары, которые позволяют за небольшие деньги проводить время с пользой и укреплять здоровье. Например, палки для скандинавской ходьбы. Больше  всего (на 50 %) вырос спрос на антидепрессанты.

Последнее, на чём будут экономить, – это лекарства, продукты питания и корм для животных.

– А на что начали тратить деньги вы?

– Я отношусь к тем людям, которые живут от зарплаты до зарплаты. У меня есть неприкосновенный полугодовой запас лекарств, импортных товаров (линзы, кофе и т. п.). Сейчас предпочитаю вкладываться в здоровье (своё и мужа) и в образование дочери. Считаю, что стоит тратить деньги на здоровье детей, занятия спортом и образование. Это ценности, которые никогда не теряют своей актуальности. Лучше конвертировать их в то, что важно всегда: вылечить зубы, купить полис ДМС, абонемент в фитнес, нужный вам образовательный курс. В условиях инфляции сберегать деньги на счетах считаю не очень разумным.

Стоит тратить деньги на здоровье детей, занятия спортом и образование. Это ценности, которые никогда не теряют своей актуальности.

– Раньше во время кризисов многие старались покупать валюту. Сейчас стоит это делать?

– Принципиальное отличие сегодняшней ситуации в том, что связи с курсом валют нет. Раньше в любой непонятной ситуации действительно была стратегия – «покупай доллары и прячь под матрас». Сейчас это не поможет сохранить деньги.

Переживём и это

– Как изменение экономической ситуации воспринимают ваши студенты?

– Я веду занятия у ребят, которые учатся на третьем-четвёртом курсах. Им не очень повезло. Едва они окончили школу, как в 2020 году началась пандемия коронавируса. Два года эти студенты учились удалённо, что не самым лучшим образом отразилось на том объёме знаний, который они должны были получить. Они пока не могут найти своё место в жизни. Более неуверенных студентов я ещё не видела. Сейчас на старших курсах учатся ребята, которые родились в годы снижения уровня рождаемости в стране. Если раньше в среднем потоке было около 70 человек, то сейчас чуть больше 20. Детей было не так много, они были большой ценностью. Возможно, поэтому эти ребята более балованные и инфантильные. Но при этом очень многие из них параллельно с учёбой ещё и работают. И, кстати, уже успели ощутить на себе экономические проблемы, так как многие трудятся в индустрии госте­приимства, фитнес-центрах.  Эта сфера сейчас страдает. Ребят начали увольнять.

– В университет вы пришли из бизнеса и остались надолго. Почему?

– Очень люблю преподавать. Думаю, это одна из самых благодарных профессий в мире. Мало что может сравниться с радостью видеть, как студенты узнают новое, как им становится интересно то, о чём они не задумывались раньше. Мне очень повезло – преподаю предметы, которые очень интересны и мне самой, и студентам.

– Какому поколению сейчас приходится тяжелее всех?

– Тем, кто родился с 1960 по 1990 годы. С одной стороны, это поколение «держит на плечах» своих родителей, а у более молодых из них на руках порой ещё и несовершеннолетние дети. Те, кто появился на свет в 1990 году, а также те, кто немного старше, сейчас теряют работу, мужчины попали под мобилизацию. Им тоже непросто. Если люди постарше стараются экономить, менять потребительские привычки, то более молодые действуют по принципу «один раз живём, давайте всё тратить».

Если люди постарше стараются экономить, менять потребительские привычки, то более молодые действуют по принципу «один раз живём, давайте всё тратить».

– Есть ли трудности у пенсионеров? 

– Те, кому сейчас от 70 до 90 лет, перемен не ощутили. Они уже настолько адаптированы к различным трудностям, что практически их не замечают. Люди, родившиеся в период с 1940 по 1960 год, пережили более десяти экономических и политических потрясений. Денег у них особо нет, но всегда есть запас товаров первой необходимости, бытовой химии и лекарств. В ближайшие полгода изменений они не почувствуют. Их девиз – «переживём и это». Именно такому подходу стоило бы у них поучиться. Я успокаиваю своих студентов: «Посмотрите на бабушек и дедушек – они были счастливы даже в непростые периоды. И всё преодолели». Важно не потерять себя в это время. Первый снег, сауна, голубая вода бассейна, лыжня – всё это может подарить поводы для радости. Главное – помнить фразу, которая была написана на кольце царя Соломона: «И это пройдёт». 

Досье
​Юлия Стародумова. Родилась в Перми 2 февраля 1976 г. Окончила Политех по специальностям «инженер-эколог» и «экономист, менеджер». Работала программистом, была предпринимателем, продавала бухгалтерские программы. С 2003 г. пришла в ПНИПУ. Эксперт Фонда развития промышленности Пермского края. Замужем, есть дочь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах