Игорь Копылов рассказал о геологической безопасности и строительстве пермского метро.
Коллеги называют Игоря КОПЫЛОВА, доктора геолого-минералогических наук, ведущего специалиста Естественно-научного института Пермского госуниверситета, ходячей энциклопедией.
Он обладает обширными знаниями по многим направлениям геологии. В 2014 г. защитил диссертацию по исследованиям дистанционными методами нефтегазоносных районов. Создавал гидрогеологические карты для Пермского края. Шесть лет назад начал заниматься экологической безопасностью.
Кризис помешал подземке
– Раньше геолога представляли в болотных сапогах, полевой одежде, с бородой, с ранней весны до поздней осени бродящего по тайге. Сейчас это так же?
– Таким классическим геологом был и я - 22 года провёл в поле. Но такого, как раньше, сейчас практически нет. Современный геолог - это человек, сидящий за компьютером, использующий дистанционные методы работы. Как раз когда я окончил университет в 1976 г., начался расцвет космогеологического направления. Пермская экспедиция за 40 лет существования открыла более тысячи структур нефтяного направления. Сейчас же геологи больше занимаются безопасностью этих месторождений. Теперь начинается расцвет методов, связанных с применением новых цифровых технологий, созданием космических снимков, компьютерной обработкой данных.
– Насколько наш регион благоприятен для существования человека?
– Пермский край - это территория, подверженная многочисленным процессам и явлениям. Благодаря им появляются различные оползни и разрушения. В целом у нас примерно такие же условия, как и в Москве.
– Почему вы сравниваете Пермь с Москвой?
– Я предчувствую вопрос о метро, который мне задают постоянно. Существовала легенда, что у нас состояние грунтов неблагоприятное, что препятствует его строительству. На самом деле наши геологические условия близки к Москве. Просто столицу больше исследовали. А Пермь системно не изучали никогда. Не было, например, глубинного бурения. Мы до сих пор не знаем, что под нами находится. Вопрос о метро - это, скорее, экономическая проблема. В советское время была программа, по которой все города-миллионники должны были его иметь. В конце 70-х у нас проводили полноценные инженерно-геологические изыскания, дали технико-экономические обоснования о возможности строительства метро в нашем городе. Как только начали подготовительную стадию строительства, пошли экономические кризисы. А вообще, считаю, было бы целесообразно его построить в Перми. У нас большая транспортная загруженность магистралей города, а протяжённость - около 70 км. Екатеринбург, например, по площади почти в два раза меньше Перми. Но там метро есть.
А что под нами?
– Вы говорите, что мы не знаем, что под нами находится. А ведь в нашем городе когда-то разрабатывали залежи медного песчаника. На ул. Крупской в 60-е гг. прошлого века из-за этого обрушился 5-этажный дом. Позднее часть его восстановили. Так до сих пор и неизвестно, что под ним?
– Да, был такой случай. Тогда строители попали на часть рудника. В XVIII в. на территории Перми добывали сотни тонн медного песчаника. Эти данные не фиксировали в то время, а потом и те документы, что были, затерялись. Для изыскателей и строителей это, конечно, проблема. Тогда ввели определённый порядок для строителей: обязательно под площадку дома бурить пять скважин, чтобы не попасть на место такой шахты.
– В Перми много рек взяли в трубы, и они текут под землёй. Насколько это опасно для строительства?
– Реки взяты в тиски асфальта, а ведь они протекают по тектонически ослабленным зонам. Например, на пересечении ул. Мира и Комбайнёров нередко происходят провалы. Это явление суффозии - механического вымывания грунта подземными водами. В этих местах и аварии на транспорте часто случаются. Вообще, надо проводить крупномасштабное инженерное картографирование и фиксировать эти неблагоприятные места. Такой детальной карты у нас нет. Есть только схемы.
Нет денег на безопасность?
– Мы живём в зоне с неустойчивыми климатическими условиями. Талые воды и дожди сильно подмывают местность. Весной, к примеру, в Ильинском р-не исчезла целая асфальтовая дорога. Это как-то можно предвидеть?
– Часто это просто человеческий фактор - некачественное строительство дорог. В дождь укладывают асфальт, потом он сходит. Причём такие случаи строительства многочисленны. Но бывает, причина кроется и в неблагоприятных условиях. Например, если дорога строится на пересечении тектонических нарушений. Изыскатели при планировке дороги должны либо проводить какие-то дополнительные мероприятия по отводу воды, либо применять новые технологии для укрепления грунтов.
– Вы ведь разрабатывали концепцию геологической безопасности Перми. Её применяют сейчас на практике?
– Идея создания такой концепции родилась лет шесть назад в связи с тем, что в нашем городе начали учащаться разные провалы и проявляться другие неприятные геологические явления. Концепцию эту в своё время приняли, но до сих пор не утвердили, потому что не нашли для её реализации денег. Тогда разработали программу мероприятий на 20 лет. Вот если бы всё это воплотили в жизнь, количество провалов сократилось бы. И современные здания строились бы в более благоприятных условиях.