Осетины впервые поселились в Прикамье в 1920 г., хотя тогда в перепись населения эта нация не попала. Но история сохранила для нас имя секретаря Бардымского райкома ВКП(б) Михаила Бугулова, принимавшего участие в гражданской войне и оставшегося жить на Урале.
Ближе к тридцатым годам в Пермскую область сослали раскулаченных жителей Кавказа, среди которых были и осетины. После войны в Гремячинский район направили бойцов танковой колонны, освобождённых из немецкого плена. Среди них тоже были представители этого народа.
Выдающиеся люди
«Осетины приезжали жить на Урал по разным причинам, – рассказывает председатель общества «Алания» Адылгерий Дзодзиев. – Кто-то на учёбу, кто-то по распределению. Меня направили в 1977 г. как военного специалиста после службы в Германии. До 1999 г. я был командиром батальона в Пермском военном авиационно-техническом училище (ВАТУ). Вышел на гражданку в звании полковника ВВС России».
Адылгерий Гагузович застал в Перми старейших представителей своего народа. Основателем осетинской общины в городе считался Сергей Короев. Он был известен как закройщик женской одежды. Самые завзятые модницы заказывали у него наряды. Но больше всего известных осетин было среди спортсменов. После войны за футбольный клуб «Звезда» играл Андрей Зазроев. Позднее он стал капитаном киевского «Динамо», а потом тбилисского «Динамо». Удостоен звания «Заслуженный тренер России». Бывший вратарь «Звезды» и один из основателей футбольного клуба «Амкар» Юрий Гребенюк тоже уроженец Осетии.
Пермская школа вольной борьбы известна всей стране. Основателем её считается Константин Калагов. В начале шестидесятых он приехал в Прикамье по распределению. Работая учителем истории в Комаровской сельской школе Осинского района, он открыл кружок по вольной борьбе. Его воспитанники уже через год становились победителями на областных соревнованиях. Вскоре Константина Калагова пригласили работать в Пермь в спортивное общество «Урожай». Позднее к нему присоединились молодые мастера спорта из Осетии Лев Гергаулов и Солтан Засеев. Среди учеников Гергаулова были такие известные люди, как Юрий Трутнев и Игорь Шубин. Сам Лев Васильевич – заслуженный деятель физической культуры и спорта РФ. Солтан Засеев стал судьёй международной категории по вольной борьбе, заслуженным тренером РФ и одним из инициаторов развития женской вольной борьбы в Прикамье.
Военная карьера тоже была по плечу выходцам из Осетии. Пермский филиал института МВД России много лет возглавлял уроженец Орджоникидзе (Владикавказа) Александр Ходов. В Перми он получил звание генерал-майора, потом командовал войсками в Казахстане. А завершил свою деятельность заместителем губернатора Московской области.
Много в крае работало знаменитых медиков, инженеров с осетинскими корнями. Но особо можно говорить о вкладе осетин в развитие Пермского хореографического училища. В восьмидесятых-девяностых годах здесь действовала Осетинская хореографическая студия, в которой по целевому набору учились студенты из Северо-Осетинской АССР. На сцене Пермского театра оперы и балета выступали такие знаменитые солисты оперы, как Владимир Кабанов, Владимир Тайсаев, Зарина Абаева. С 2015 г. на сцене театра танцует выпускник Пермского хореографического училища Георгий Еналдиев.
Воины и защитники
Татьяна Плешакова, «АиФ-Прикамье»: Осетины жили веками в горах, в трудных условиях. Это заставляло их быть сильными и выносливыми. Наверное, поэтому среди вас так много спортсменов и военных?
Адылгерий Дзодзиев: Да. У нас до сих пор очень почётно служить в армии. Кто не служил, того за мужчину не считают. И даже на работу с трудом принимают. До революции чуть ли не каждый пятый мужчина в Осетии был офицером царской армии.
– Вы свой язык знаете?
– Конечно. Мне ещё дед говорил: если ты здесь не знаешь своего языка, то ты и там никому не будешь нужен. Надо сохранять свою самобытность, нельзя забывать корни. Почему ещё традиции сохранялись? Раньше ведь большие семьи были. Нас, например, четверо братьев и две сестры. Мы на все праздники собираемся.
– Мы единственные на Северном Кавказе христиане. Одна треть населения – мусульмане. И мы мирно сосуществуем, потому что нам нечего делить. Мы знаем своего бога. Наши предки – сарматы, аланы – никогда язычниками не были. Единый бог Хусау был у нас с давних времён, ещё до христианства. Есть такое понятие – арианство. Это христианство, которое отрицает многобожие. Мы не признаём, когда людей делают святыми. Особенно тех, у кого кровавое прошлое. К примеру, царя Николая II. Он миллионы людей загубил, ввязавшись в Первую мировую войну. Как его можно почитать за святого? Мы отдаём таким людям дань уважения, но святыми не считаем.
Поклонение святым
– А какие у вас праздники?
– Они связаны с двенадцатью святыми апостолами. У нас каждый месяц посвящён кому-то из святых. И даже в неделе все дни расписаны. Например, понедельник день святого Уацила – это как Илья Громовержец. Вторник посвящается Уастарджи (Святому Георгию). Среда – покровителю жилища. Четверг посвящается святому, отвечающему за изобилие. Пятница – матери Марии. Она покровительствует детям и женщинам. Суббота – это день поминовения усопших. А воскресение посвящено богу Хусау.
– Вы соблюдаете не только религиозные традиции, но и какие-то другие?
– У нас религия так тесно связана с обычаями, что невозможно отделить одно от другого. Скажем, мы за столом тосты не произносим, а к богу обращаемся. Про нас говорят: они богу молятся даже тогда, когда пьют воду. Когда обращаемся я к святым, то говорим: попроси у бога то-то и то-то. То есть действуем через них. Конечно, к богу можно обратиться напрямую в любой день, а в остальные праздники – через святых в их дни.
– А молодёжь тоже соблюдает эти традиции?
– К сожалению, не все. Но приверженцев этих взглядов очень много. Несмотря на возраст. У меня отец был коммунистом сталинского призыва. Войну встретил на границе. Потом до Туапсе отступали, затем снова наступали. Конец войны встретил в Праге. Он был большевиком до конца жизни и нас в этих традициях воспитывал. Но он никогда каплю воды не выпил, не обратившись к богу. И веровал в бога, и верил в сталинский порядок. Таких людей его поколения было очень много. И мама у меня такая же: уверена, что от правил отступать нельзя.
– Какое отношение к женщине характерно для вашей нации? Какое место она занимает в обществе?
– Женщина – хранительница очага. Предки говорили: «Как можно не уважать мать своих детей?» Есть, конечно, свои условности. Во время общественных и религиозных праздников женщины за стол вместе с мужчинами не садятся. Когда мужчины разговаривают, женщина молчит, пока её не спросят. В этом есть какое-то отличие от русских обычаев. Но нет ничего оскорбительного.
– Женщина во всём подчиняется мужу?
– Да. Но это не значит, что муж дома командует, как ефрейтор солдатами.
– А понятие «помогать женщине» у вас есть?
– У каждого свои обязанности. Добытчик – мужчина. Женщина должна принять то, что он принёс, приготовить, накормить, напоить, обеспечить уход детям. Мужчина должен мужскую работу выполнять. Когда мои предки в 1906 г. с гор перебрались на равнину, купив землю у немецких колонистов, на новом месте мужчины строили дома, а штукатурили их, обустраивали, смотрели за землёй женщины. Распределение обязанностей очень чёткое. Но никогда я не слышал ни от деда, ни от братьев отца, чтобы они на женщину голос повысили. Женщины при этом совсем не бесправны. У меня мама любит покомандовать. Но никогда я не слышал, чтобы она возразила отцу или кому-то из старшего поколения. Нам жизнь досталась уже упорядоченная предыдущими поколениями. И когда мы стали подрастать, то поняли, что это большое счастье – получить в наследство такие традиции.