История не всегда пишется в битвах. Иногда её вершит человек, который показывает дорогу. В буквальном смысле.
Историк Павел Корчагин рассказывает, как подвиг одного коми-пермяцкого богатыря мог определить границы государства, как строгановские грамоты влияли на судьбы народов, почему Христос в северных храмах оказался так похож на древнего лесного духа.
Шёлковые сети
Марина Сизова, «АиФ-Прикамье»: Павел Анатольевич, с чего начнём разговор о вхождении пермских земель в состав Московского государства?
Павел Корчагин: Обычно такие разговоры начинают с дат, но я бы начал с путешествия. По северу нынешнего Пермского края в 1771 г. прошёл Иван Лепёхин — учёный, естествоиспытатель, руководитель второго оренбургского отряда академических экспедиций (1768-1772 гг.).
Его маршрут пролегал через сёла и деревни северных коми-пермяков (Косинский, Кочёвский, Соликамский районы). Он оставил нам важные географические и этнографические наблюдения.
Именно Лепёхин первым опубликовал в своих «Дневных записках…» местное предание о чудском богатыре Пере. По легенде, Пера помог московскому купцу, заблудившемуся в здешних лесах: накормил, указал верный путь. А тот, вернувшись, рассказал о богатыре самому Ивану Грозному. Царь, впечатлённый рассказом, призвал того в Москву, одарил шёлковыми сетями и жалованной грамотой на «известный участок земли».
А на какие земли царь мог выдать грамоты? Только на те, что уже входили в состав государства. Это и есть символическая точка отсчёта: момент, когда северные территории Коми-Пермяцкого округа стали частью России.
— Один из редких случаев, когда мифологический образ пересекается с реальными вехами? Вы уверены, что Пера был реальным человеком?
— С высокой долей вероятности он был участником русских военных походов, не исключено, что участвовал в Ливонской войне. У него был младший брат Мизя (фамилия Мизёвы до сих пор распространена в Коми округе). Родом они из деревни Верх-Лупья к северу от Гайн. Так что мы говорим не о мифе, а о реальном человеке на рубеже эпох.
— Какие это годы?
— Можно говорить, что присоединение территории Коми округа к Московскому государству произошло вскоре после взятия Казани — ориентировочно в 1554-1556 годах.
Восток, север и центр Прикамья долгое время оставались вне поля зрения Москвы.
С юга существовала постоянная опасность от Казанского ханства и так называемых ногайских татар (будущих башкир).
В 1552 г. Иван IV Грозный взял Казань. И с её падением исчезла серьёзная военная угроза на южных границах распространения русской колонизации в будущем Пермском крае.
Этим моментом воспользовались Строгановы: попросили грамоты на пермские земли. В 1558 г. была выдана первая жалованная грамота. Чуть ранее были жалованы грамоты башкирам, добровольно перешедшим под власть Москвы.
— Можете обозначить границы территории, о которой мы сейчас говорим? И кто её населял?
— О севере Коми округа. Эта территория впервые упоминается в житии Стефана Пермского, где среди народов, окружающих Пермь Старую Вычегодскую, перечисляются гаиняне (гайане). Они жили на территории современного Гайнского района, на северном изгибе Камы. Можем назвать её условно Страна гаинян. Это небольшой регион вдоль течения Камы протяжённостью около 100 км.
— А где проходили границы этой условной страны?
— Восточные границы хорошо фиксируются реками с названием Вильва (в переводе с коми «новая река»), а южная — водоразделом, по которому была проложена та самая дорога, которую указал Пера-богатырь.
— Что за дорогу показал Пера?
— Скорее, тропу. За ней позже закрепилось название Московская (потом Старая Московская) дорога. Она шла через Кай, Юксеево, Косу и выходила на Соликамск.
Эта дорога имела огромное стратегическое значение для страны, поскольку значительно сокращала путь в Сибирь. В Сибири своего хлеба не производили, и из поморских, то есть пограничных, уездов (включая Чердынский, Соликамский, Кайский) взимался натуральный налог хлебом для сибирских первопроходцев. Хлебные обозы двигались зимой по пути, указанному Перой.
Самый сложный участок пути, известный как Юксеевский или Кайский волок, пролегал через глухой, безлюдный лес. Его нужно было пройти за один короткий зимний день. Чтобы помочь ямщикам, в 30-35 км на запад от Юксеево устроили остановочные пункты, построив в них часовню и казарму. Именно тут в начале третьей четверти XVII в. впервые были применены (съедены) первые пельмени, специально изобретенные безвестными коми кулинарами для поддержания работоспособности и сохранения здоровья возниц на трудном пути.
Понимаете, богатырь показал не просто купцу, а Русскому государству прямой путь на Восток. И невозможно переоценить историко-культурное значение его поступка.
Войпелю нет дела до рабов
— А что происходило с местным населением после вхождения в состав России?
— Счастливы народы, летописи которых читать скучно. Особых упоминаний о территории Коми округа в летописях нет потому, что в его истории не было ничего выдающегося или трагичного: просто люди жили, строили дома, рожали детей, сажали деревья.
И хотя в 1558 г. земли по рекам Косе, Иньве, Обве были жалованы Строгановым, но верховья рек они освоить не успели. Поэтому здесь поселились предки современных южных коми-пермяков.
В начале XVIII в. Григорий Строганов достал старую жалованную грамоту, выданную Иваном Грозным, смахнул с неё пыль и направил Петру I прошение, в котором заявил: эти земли — вотчина Строгановых, а сейчас на них живёт непонятно кто. Пётр I, учитывая лояльность и значимость Строгановых как «царского кошелька» (семьи, снабжавшей власть ещё со времён Василия Тёмного), выдал подтверждение прав на эти земли.
Около 28 тыс. коми-пермяков внезапно стали крепостными.
Их к тому моменту формально уже обратили в христианскую веру: они крестились, отпевали усопших. Однако в их сознании сохранялось сильное языческое начало.
В XVI в. митрополит Симон в своём послании укорял коми-пермяков за то, что молились Войпелю болвану — лесному духу, аналогичному русскому лешему. Это был не просто дух, а бог леса и природы, от которого зависела вся жизнь!
Даже в XIX в. этнографы отмечали множество языческих пережитков в их традициях и миропонимании.
Например, если в лесу пропадала корова, нужно было написать письмо лесному духу — Вöрчену (Вöрса, Вöрись) — Лесному дяде или Лесному царю, как его называли. Письмо писали на кусочке коры или бумаги.
— Несмотря на принятие христианства, коми-пермяки не отказались от своих верований…
— И это не просто упрямство — дело в том, что подавляющее большинство населения было неграмотным, а традиционное мифологическое сознание плохо воспринимало абстрактные религиозные понятия. Для них Бог должен быть обязательно воплощен в конкретном предмете. Как-то русский офицер спрашивает своего денщика-коми-пермяка: «Что для тебя Бог?». «Вот» — ткнул денщик пальцем в икону Николая Чудотворца. Именно так воспринимал Бога человек с первобытным, мифологическим типом мышления.
Возьмём для примера древних греков: в каждом городе у них были свои Зевсы, свои Афины и Венеры, привязанные к месту. Отсюда Венера Милосская, Аполлон дельфийский, Абстрактное понимание божества было чуждо их восприятию — бог обязательно должен был иметь материальное воплощение.
Теперь представим: 28 тыс. коми-пермяков, чьё сознание всё ещё находилось в плену мифологических представлений, в одночасье стали крепостными.
— Что это означало для них?
— А в их понимании социальный статус при жизни определял положение и в мире загробном. Если ты был героем — там тоже будешь героем. Если рабом — останешься рабом навсегда.
Так у коми возникла глубочайшая психологическая травма: быть рабом не только на земле, но и в вечности. Они воспринимали крепостничество как вечное проклятие.
— А что их боги?
— Когда спрашивали у коми-пермяков: «А какие у вас сейчас отношения с Вöрченом? Они отвечали: «Ему до рабов нет дела. Он помогает только свободным». Представьте, целый народ начинает осознавать себя обреченным — не только перед людьми, но и перед богами!
Единственной «психологической службой», силой, способной хоть как-то объяснить происходящее и предложить надежду, становилась Русская православная церковь. И тогда появляются пермские деревянные боги.
Христос в синем шабуре
— Деревянные боги возникают из-за того, что нужно было язычникам как-то объяснить, что всё не так трагично?
— ...что если претерпеть страдания, если искренне верить, то и в раю воздастся.
Обратите внимание: среди пермских деревянных богов много сидящих «Спасов полуночных» — изображений Христа в темнице. Большая часть из них — в набедренной повязке, как на иконах.
Но есть и пятеро других. Трое хранятся в Пермской галерее, один — в Березниках, пятый — в Пермском краеведческом музее. Эти Спасители в синих рубахах.
Они одеты не в хитоны, а именно в синие рубахи-шабуры, рабочую одежду типа летнего пальто. У всех терновый венец на голове и странный цвет лица — землисто-бледный.
А теперь вспомним, как описывают Вöрчена коми.
У коми-зырян это этакий бурый леший — огромное лохматое существо большого роста.
А у коми-пермяков Вöрчен — мужчина среднего возраста и роста, одетый в синий или серый шабур, со взъерошенными волосами и мертвенно-бледным лицом.
Никого не напоминает?
— Сидящие Спасы — вот кто это?..
— Да, они — это Христос, переодетый Вöрченом. Большинство этих сидящих Спасов приходят из Спасо-Преображенских храмов. А это весьма важно для понимания.
Преображение — это праздник, когда Господь явил ученикам свою подлинную природу. То был момент истины. Христос показал, что после смерти человек может преобразиться.
Не всё предрешено. На земле ты страдаешь — но если выстоишь, если не согрешишь, то в ином мире будешь жить в раю, в райских «кущах». Кстати, кущи — это не кусты, а легкие шалаши, в которых ночевали древние евреи во время исхода из египетского плена.
Но такие идеи сложно передать через икону, поскольку иконопись — это глубокая философия, «умозрение в красках».
Полуязычникам нужны были образы понятные — скульптурные, объёмные, ближе к идолам.

— Поэтому Христа слегка «маскировали» под Вöрчена?
— Да. И темничка, в которой он сидит — она ведь тоже не случайна. Есть в коми сказках упоминания, что боги жили в треугольных домиках всегда новых — не в избах, а в «привежках», особых местах, как правило, у слияния двух рек, на высоком месте.
Вежа весьма напоминает традиционное саамское жилище: основание в два-три бревенчатых венца, четырёхскатная крыша, дверка под наклоном, она не должна открываться случайно.
Христос перед распятием сидел в римской темнице. Его деревянное изваяние тоже заключено в часовне или в специальном шкафчике-голубце, своеобразном портале в иной мир, к нему можно было прийти, к нему можно было обращаться. Как и к древнему духу, идолу, установленному в привежке. Храм, часовня, голубец — это замена старому привежку.
Это не просто совпадение. Это целенаправленная, весьма тонкая духовно-психологическая операция, организованная Вяткой и Пермской епархией в начале XVIII в.
Коми-пермяки воспринимали раскрашенные изваяния как реальных богов.
Один пример, женщина – коми-пермячка — в конце XIX века (!) — боюсь соврать, кажется, в селе Коса — врывается в церковь, открывает дверки киота, где сидит Спас, расстегивает шубу, разматывает шаль, достает с груди завернутый в тряпицу пирог, разламывает его перед лицом статуи и облегчённо выдыхает: из пирога пошёл пар. Бог питался не реальными продуктами, а дымом, паром и запахом жертвенной пищи. Она таким образом просила бога о помощи. Таким было мифологическое сознание. Для неё это было живое, настоящее и осязаемое божество. Христос Страдающий. Похожий на Вöрчена.
У коми-пермяков отняли свободу, но дали надежду. У них появился понятный Бог. В синем шабуре. С лицом цвета пепла. Сидящий в темнице — и страдающий, как и они. Обещающий загробное преображение и спасение.