Её основу составляют деревянные боги и предметы церковной утвари, которые в 20-е гг. прошлого века собрали молодой музейный работник Николай Серебренников с коллегами во время экспедиций (всего их было шесть. – Авт.) в разные районы Прикамья. Тем самым они спасли самобытные шедевры пермских мастеров-резчиков от поругания и разрушения.
Со многими скульптурами связаны любопытные предания и поверья. А над тайнами и загадками некоторых пермских богов до сих пор бьются искусствоведы. Подробнее – в материале «АиФ-Прикамье».
Ночные прогулки Чудотворца
Сразу несколько легенд связано со скульптурой Николы Можайского из деревушки Зеленята, которой уже нет на белом свете. Кстати, саму деревянную фигуру собирателям передали… в гробу.
«Музейщикам пришлось задержаться в деревне на целые сутки. Местные жители сказали, что им нужно попрощаться с Николаем Чудотворцем. И действительно, в деревне устроили прощание со скульптурой, как с умершим человеком. Затем её обернули в белую простыню и уложили в ящик – импровизированный гроб. И в таком виде передали сотрудникам музея. Когда те предложили жителям деревни забрать простыню (всё-таки в то время в деревнях каждая ткань была на счету), они отказались: с того света нельзя ничего брать», – рассказывает Евгения Шабурова, хранитель пермской деревянной скульптуры.
Другой любопытный факт: каждый год во время празднования дня Николая Чудотворца на скульптуре меняли обувь. Причём «обували» святителя в очень модные тапочки: тут вам и заострённый носок, и щёгольские каблуки. Не какие-то рядовые калоши. Кстати, поверх обувки для надёжности натягивали простые резиновые калоши. Считалось, что за год Никола их стаптывал: ходил ночью по деревне и защищал её от нападения. Жители деревни считали его своим главным заступником.
Была и другая версия причины ночных похождений святого. Собиратель Пермских богов Николай Серебренников спросил старосту часовни: «Почему это у вас Николай Чудотворец ходит по ночам?» В ответ услышал: «Ведь ись-то (кушать) хочет, а дерево не заешь». В часовне было только дерево, вот, по мнению жителей деревни, Николай по ночам и бродил по домам в поисках пищи.
Муха и Спас
«Христос в темнице» – один из самых популярных сюжетов Страстей Христовых у прикамских резчиков, который пришёл в Россию из Западной Европы, скорее всего, на рубеже XVI-XVII вв. Среди пермских скульптур особенно выделяется статуя Спасителя, которая находилась в Спасо-Преображенской церкви в с. Усть-Койва (время создания – конец XVIII в. – Авт.).
Для исследователей до сих пор загадкой остаётся необычное положение левой руки Христа, которую он прижимает к груди. Почему резчик расположил руку именно так?
«У искусствоведов несколько версий. Самая популярная: Христос таким образом защищается от ударов и побоев. Но это объяснение не очень вяжется с представлением о Христе», – говорит Евгения Шабурова.
Николай Серебренников тоже интересовался у местных жителей: «Почему же Христос так держит руку?»
– А он муху защищает и оберегает, – ответила ему как-то раз одна бабушка.
– Какую муху?
– А когда к нему в темницу вошли стражники, то увидели у Спаса чёрную точку на груди. Они приняли её за рану, поэтому больше не трогали Христа: не стали снова протыкать его копьём. А это была муха. Вот Спас её и отблагодарил – прикрыл ладонью, – пояснила бабушка.
Вот такие толкования возникали у местных жителей, которые с трепетом и большой любовью относились к деревянным скульптурам. По этой причине в 20-е гг. прошлого столетия собирать и вывозить их из местных храмов было непросто. Приходилось убеждать народ, что скульптуры не просто увозят – их спасают от разрушения. И сегодня мы благодарны Николаю Серебренникову и его коллегам, сохранившим для потомков пермских богов. Ведь известны случаи в центральных регионах России, когда деревянные скульптуры просто свозили в храмы и сжигали вместе с ними.
Орава херувимов
В большинстве своём авторы деревянных скульптур неизвестны. До нас дошли всего два имени резчиков. У одного из них – мастера Никона Кирьянова из Зеленят – была большая и красивая мечта: превратить родную деревню в рай. Для этого он создавал очень много ангелов, посвящая их резьбе всё свободное время. Когда сотрудники экспедиции Серебренникова вошли в местную часовню, они поразились, насчитав более 500 (!) деревянных изображений херувимов.
«Представляете часовню, весь купол и стены которой усыпаны двукрылыми ангелами?! У них необычное одеяние – в стиле петровской эпохи. Они все в париках, одежда напоминает военную форму Преображенского полка, есть портупеи, ремни. Своя логика в этом прослеживается. Ангелы ведь считались небесным воинством. Не исключено, что по этой причине резчик и «нарядил» их в военную форму», – говорит Евгения Шабурова.
Другая особенность ангелов в военной форме – необычные черты их лиц: впалые рот и глаза. Эта особенность удивляет многих посетителей галереи.
« Самое увлекательное – когда проводишь экскурсии для медиков. Они же везде норовят поставить диагноз. И эти скульптуры из Зеленят у них просто хит. На основании того, что у ангелов впалые ротик и глазки, многие врачи выносят однозначный вердикт: «Базедова болезнь». Может быть, в этом есть здравый смысл. Известно ведь, что целые деревни болели каким-то одним заболеванием. Это реально проверить: сохранились медицинские архивы. Может быть, на пенсии удастся заняться этим вопросом и проверить версию», – улыбается Евгения Шабурова.
А деревня Зеленята, как мы уже сказали, прекратила своё существование. Возможно, сбылась мечта мастера, и она сейчас в раю.