Директор школы № 146 с углублённым изучением математики, физики и информатики Юрий Айдаров работает с теми ребятами, которые не просто жадно впитывают знания.
Счастье для них – в поисках ответов на все вопросы. Ученики успешно участвуют во всероссийских и международных олимпиадах по различным предметам, выпускники поступают в лучшие вузы страны.
Хочу всё знать
Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: У вас учатся дети, одарённые в области математики?
Юрий Айдаров: Я бы сразу поправил: нельзя быть талантливым только в математике или физике. Академически одарённый ребёнок – это тот, который хочет всё знать. И это касается разных предметов и сфер жизни. Наша задача – помочь ему в этом, научить не просто задавать вопросы, а находить ответы. Наши учителя ставят перед детьми самые разные проблемы, которые нужно решать. Причём не просто решать, а подходить к процессу творчески. И это относительно любого предмета.
– Как вы определяете, сможет ли ребёнок учиться в вашей школе?
Меня часто спрашивают, какими качествами должен обладать ребёнок, чтобы поступить в нашу школу. Это дети, которым для воплощения их желаний нужно учиться именно у нас. Например, ребёнок мечтает поступить в физтех (Московский физико-технический институт. – Авт.). Это означает, что ему надо к нам. Если он освоит программу на 5, то, скорее всего, туда поступит.
Сегодня физика, завтра – химия
– Но не все дети в столь раннем возрасте это понимают. Как помочь сделать выбор?
Думаю, что свою роль в успешном освоении разных предметов играет и углублённое изучение математики. Взаимосвязь не столь явная, но она есть. Точные науки помогают в развитии абстрактного, системного мышления. Сейчас наши ученики составляют основу сборных края по химии, физике, географии, русскому языку, биологии. Я бы хотел, чтобы к нам активнее присоединялись и другие школы.
– А что им мешает?
– Трудно сказать. Одарённые дети есть во всех школах, просто у каждого учебного заведения – свои задачи. Работа с такими учениками – это большой вызов. К этой сложной работе готовы не все учителя. У наших педагогов – высшая квалификационная категория. Они помогают школьнику добиваться успеха в любой области. К нам в 7 класс поступают дети из самых разных школ города. И уж если ребёнок прошёл этот отбор, мы должны гарантировать, что преподаватели научат его всему.
Ближе к цели
– И всё же у вас есть настоящие звёзды. Например, Василий Югов, который успешно выступает за сборную России по физике. Как работаете с такими ребятами?
– Я бы назвал ещё и Мишу Селюгина. Он – кандидат в школьную сборную страны по географии. Однако в нашей школе – 417 учеников. И у каждого из них – своё направление, где они смогут стать чемпионами. Равные возможности для развития должны быть у всех.
– Вы и сами окончили эту школу, а сейчас работаете здесь директором. Какие пути в жизни выбирают ваши выпускники?
– Чаще всего они выбирают специальности, где необходимо знание математики: учатся в пермских вузах, МФТИ, на мехмате МГУ и так далее. Но есть и филологи, режиссёры. Удивить чем-то нас трудно. Для нас главное – помочь ребёнку выбрать направление, которым он хотел бы заниматься в жизни. При этом его выбор должен быть осознанным.
При всех преимуществах нашего образования мы не можем сказать, как сложится судьба ребёнка. Может, ещё нет такой профессии, которой придётся овладеть нашим выпускникам. Но мы знаем точно – у них хватит знаний, чтобы её освоить.