aif.ru counter
70

Утка счастья. Зачем пермяков учат шить сарафаны

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-Прикамье 02/09/2020
Кукла-засыпанка и вятская вышивка вдохновляют художника-модельера Нелли Касимову передавать своё мастерство пермякам.
Кукла-засыпанка и вятская вышивка вдохновляют художника-модельера Нелли Касимову передавать своё мастерство пермякам. © / Марина Шнайдер / АиФ

Она считает, что лучшее украшение костюма – это вышивка. И уверена, что моршени и лакомники никогда не выйдут из моды.

Художник-модельер Нелли Касимова рассказала, зачем учит пермяков шить сарафаны и как мастерить тряпичные куклы-обереги без иголки.

«На праздник татарин наденет тюбетейку и расшитую безрукавку, а немец достанет из шкафа штаны на подтяжках и фетровую шляпу. А кто наденет сарафан?» – сокрушается Нелли Касимова. Она не устаёт повторять, что льняной сарафан – это очень важная вещь для русского человека.

Моршень для Зайцева

«Сарафан был главным оберегом женщины. Подол – это круг, символ женского начала. А на подоле обязательно три полоски тесьмы или вышивки нашиты – они тоже защищают женщину от всего дурного. Вышивкой наши предки украшали ворот и рукава мужских рубах и женских сорочек».

Свои сорочки Нелли Касимова украшает вятской вышивкой. Киров – родина художницы. Там она окончила художественную школу, а потом уехала в Минск – поступать в институт лёгкой промышленности.

«В то время шла IX пятилетка (1971-1975 гг.). Минск первым выполнил план и гремел на всю страну. Вот и поехала учиться в Белоруссию, – вспоминает модельер о своей студенческой жизни. – Диплом защищала по народному костюму. Сшила на себя костюм дымковской игрушки. Работа, кстати, была признана лучшей на курсе и получила отличную оценку».

Нелли Касимова вернулась в Киров и работала художником-модельером, а потом главным художником-модельером швейного объединения «Заря».

«Заря» поставляла модели в 38 областей Советского Союза, в том числе в соседнее Прикамье. Все модели имели знак качества. Шили всё. И куртки, и мужскую одежду, и женскую, и детскую. Работали на самых плохих тканях, так как весь лучший текстиль уходил за границу. И всё равно умудрялись делать красоту», – говорит модельер.

Модели Касимовой были с изюминкой. При их создании она обязательно использовала элементы народного костюма, заимствовала крой, вышивку, декоративные элементы. Как она говорит, советскую действительность украшала русским стилем.

«Мои наряды занимали в Москве первое место. А внедрил их в свои коллекции только Слава Зайцев. В Доме моделей, где он работал, я проходила курсы повышения квалификации. Его считаю своим учителем номер один», – говорит Нелли.

Помните яркие коллекции Вячеслава Зайцева а-ля рюс? Девушек в ярких поддёвках и красивых головных уборах под названием моршень? Эти чепцы носили на Руси и крестьянки, и царицы. Моршень не просто чепец – он лечит голову, уточняет модельер. Не зря его украшают вышивкой-оберегом.

«Моршень увидел у меня Вячеслав Зайцев. И лакомник тоже позаимствовал», – вспоминает Касимова.

Она не в обиде, что элементы её моделей появились в коллекции мастера. Наоборот, жалеет, что очень уж редко отечественные кутюрье вдохновляются русским народным костюмом. Лакомник – небольшая сумка-котомка без замка.

«Цари да бояре в лакомник прятали золото, крестьяне – хлеб, а нищие – сухарики. Торговать без лакомника считалось гиблым делом. Он защищал купцов да торговцев от воров и обманщиков», – рассказывает о практическом назначении старинной вещи Нелли Касимова.

Малуша-кормилица

Как вышла на пенсию – стала кукол мастерить. Да не обычных, а русских народных, что в крестьянских избах бабы да девки из всякого сора рукодельничали.

Она и сама не брезгует бросовыми лоскутками, не выкидывает использованные бутылочки из под йогурта, хранит старые пуговицы. Всё идёт на кукол. Есть в её коллекции дивеевские куклы-малуши, куклы-мячевухи, куклы-засыпанки, шуршунчики, куклы-колокольчики, куклы-матушки с младенчиками на руках.

«Куклы с младенцами делают, когда родить хотят. Только обязательно своими руками нужно смастерить», – советует Нелли Касимова.

Сама она не любит слово «обереги».

«Берут у меня куколку и спрашивают: «А какие заклинания читать, чтобы кукла помогала?» Да ничего читать не надо. Но тут из песни слов не выкинешь. Куклы и две, и три тысячи лет назад люди мастерили. И верили, что на каждую напасть свой оберег имеется. Одна кукла гром унимает, другая в родах помогает, третья богатство в дом приносит. Поэтому делали кукол на Руси не для забавы, а для защиты», – объясняет Нелли Касимова.

В коллекции мастерицы 10 тысяч кукол. Она выпускает методички с пошаговыми инструкциями, как сделать куколку.

Дымковские узоры на ткани – такое не каждому под силу.
Дымковские узоры на ткани – такое не каждому под силу. Фото: АиФ/ Марина Шнайдер

 

«В любую русскую куклу нужно обязательно что-то положить. Веточку, камушек или песочек. Почему куколка-малуша зовётся у меня дивеевской? В её голове – песочек из Дивеевского монастыря. Я каждый год езжу в Нижегородскую область в Дивеево и привожу оттуда намоленный песочек», – поясняет художница.

Малушу мастерят без иголки, из круглого лоскутика натуральной ткани. В центр круга засыпается горстка песочка. Материал с песочком семь раз перетягивают нитью. Это голова. Под головой остаётся полусфера. Правый конец полусферы семь раз оборачивают нитью. Потом левый. Получаются ручки. На голову надевают маленькую яркую косынку. К подолу приматывают лоскуток фартука, украшенный вышивкой или рисунком.

«Почему семь раз, а не десять или пять? Так тоже по Библии. Бог шесть дней мир творил, а седьмой нам оставил для молитвы и творчества», – считает женщина.

Утиральник с секретом

Засыпанка – кукла для сна. Вместо сарафана у куклы мячик, набитый травами – мятой, мелиссой, корешками валерианы.

«Если у изголовья кровати такую куколку поставить – сон будет здоровым и крепким. Но раньше эту куклу звали мячевухой. Была игра детская – я тебе кидаю, ты ловишь и называешь своё имя. Так знакомились, – рассказывает кукольный мастер».

Если на палочку намотать тряпиц и подвесить к ним звонкий колокольчик – то получается кукла-колокольчик. В старые времена кукольным звоном всякую нечисть из избы выпроваживали. А ещё для этих целей мастерили шуршунчиков. У Нелли Касимовой шуршунчики получаются из маленьких пустых бутылочек, обтянутых трикотажем и набитых скорлупками от орехов, пуговицами и монетками. Из украшений шуршунчику полагается борода из кудели. Куколок-девочек художница украшает народной росписью. Дымковской или нашей, пермской, обвинской.

«В Пермь я переехала жить год назад. Здесь живёт дочь с семьёй. Но в Перми бывала и раньше – со своими куклами участвую в выставке «Православная Русь». Однажды ко мне подошли священники и попросили, чтобы я использовала пермскую роспись. Так на одежде моих куколок расцвели обвинские розы (традиционный цветок с восемью лепестками – главный элемент обвинской росписи)», – рассказала Нелли Касимова.

На новой родине художник-модельер уже стала популярной. Её приглашают вести мастер-классы в воскресных школах, библиотеках, в отделениях ВОИ и в ветеранских организациях. Она не только учит пермяков мастерить кукол, но и шить сарафаны, лакомники и утиральники.

Утиральник – это фартук-полотенце. А ещё есть полотенца свадебные, дарильные, для дружки.

«О полотенцах я могу говорить три дня», – смеётся мастерица.

И тут же кручинится о том, что в Перми так мало знатоков русской вышивки.

«Разглядывают полотенце и дивятся: «А почему уточка? А зачем петух?» Вот и учу, что уточка в русской вышивальной традиции означает благосостояние семьи, а петух – благосостояние России».

А вот главного символа кукол люди так и не разгадали.

«Если каждый правитель, каждый ребёнок, каждый мужчина и каждая женщина на земле в одну и ту же минуту начнут мастерить кукол, то все войны на земле прекратятся. Это дело ум усмиряет», – уверена модельер Нелли Касимова.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах