Схемы мошенников, которые чаще всего использовались в 2024 году, определили в Прикамье.
Оказалось, что 27% пермяков сталкивались с мошенничеством от лица лжесотрудников банков.
Открытая экосистема ИБ-решений и экспертизы для комплексной защиты бизнеса, исследовала схемы интернет-мошенничества, с которыми жители Пермского края чаще всего сталкивались в прошлом году. Опрос показал, что, несмотря на регулярное появление новых способов обмана, пермяков чаще всего атаковали звонками от имени служб безопасности банков (26,8%), телеком-операторов (23,9%) и силовых ведомств (13,8%) – структур, которые традиционно вызывают доверие граждан.
Исследование выявило также, что кроме имитации деятельности данных организаций мошенники в 2024 году часто выдавали себя за представителей различных государственных органов и муниципальных служб (11,9% случаев) и администраций соцсетей (11,5% звонков). А вот лжеобращений от имени Почты России было меньше всего (4,7% случаев).
В 31,6% случаев злоумышленники пытались выманить у пользователей логины, пароли и смс-коды от онлайн-сервисов (госуслуг, онлайн-банкинга, аккаунтов в соцсетях и т.п.). Примерно так же часто (30,6%) их интересовали персональные данные граждан (адреса, телефоны, паспортные данные), а в 24,6% случаев – платежная информация (данные банковских карт, коды подтверждения операций и прочее).
Больше половины опрошенных (60%) рассказали, что им удалось распознать мошеннические схемы, остальные признались, что понесли ущерб от действий злоумышленников. В результате этого 18,1% опрошенных подверглись шантажу с использованием утекших персональных данных, 17,6% временно или безвозвратно утратили доступ к аккаунтам в важных сервисах, а 4,5% остались без хранившихся на счетах денежных средств.
Почти четверть опрошенных не стала предпринимать каких-либо действий для того, чтобы снова не стать жертвами мошенников. Однако большинство пермяков провели «работу над ошибками»: 45% подключили дополнительную защиту, такую как антиспам и двухфакторная аутентификация. Еще 15% стали читать больше экспертных материалов по вопросам киберграмотности, и лишь 1% граждан записался на специализированные курсы по повышению знаний в области цифровой безопасности.
«Опрос показал, что несмотря на активную работу государства и правоохранительных органов по защите граждан от цифрового мошенничества, число людей, все еще попадающихся на удочку злоумышленников, остается довольно высоким. В этом вопросе значимую роль может сыграть бизнес, который с каждым годом все ощутимее страдает от мошеннических атак на своих сотрудников и вынужден вкладываться в повышение киберграмотности персонала. Причем если крупные компании уже не первый год занимаются этим вопросом, то в ближайшем будущем мы ожидаем рост востребованности решений по повышению киберграмотности сотрудников со стороны среднего и малого бизнеса. Таким образом бизнес может ощутимо повысить уровень осведомленности граждан в борьбе с мошенничеством», – прокомментировал руководитель центра сервисов кибербезопасности компании RED Security Андрей Дугин.
Опрос проведён в феврале 2025 года. Выборка респондентов включала аудиторию от 18-ти до 60-ти лет и старше. 52% опрошенных составили мужчины и 48% – женщины.