Наступление коронавируса, новые жёсткие антиковидные ограничения, стрельба в ПГНИУ, рост цен на всё. Эта осень бьёт рекорды по количеству плохих новостей. А недавно горожан снова ввели в лёгкий шок: власти сообщили, что проезд в общественном транспорте может серьёзно подорожать. В чём причина?
Неутешительные цифры
Цена проезда в автобусах и трамваях может вырасти до 37 рублей, то есть больше, чем на 10 рублей в один миг. В мэрии говорят, что 37 рублей – это экономически обоснованный тариф.
«Что? Это шутка какая-то?», «37 рублей? Серьёзно?», «Давайте сразу 50 сделаем!» Не оценили идею пермяки в соцсетях (что таить, в их числе – и представители власти).
«Стоимость проезда, как и любой другой услуги, растёт со временем в силу экономических причин. На этот раз размер увеличивается достаточно резко. Когда мы озвучиваем цифру 37 – это именно расчётная стоимость проезда. Она формируется из расходов, которые город несёт на организацию работы общественного транспорта (в том числе на обновление), и количества перевезённых за год пассажиров (187 миллионов человек за период с сентября 2020 по август 2021 года). Если мы соотнесём расходы и количество пользователей, то получим такую себестоимость одной поездки», – рассказал начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин.
По словам Путина, себестоимость проезда взлетела, так как в условиях пандемии пассажиропоток в городе снизился. А расходы на организацию работы транспорта возросли: тут и закупка техники (к примеру, для бескондукторной оплаты проезда), и новый подвижной состав. Кому это нужно? Конечно, самим пермякам. Им и платить? Новый транспорт – это хорошо. Но когда хочешь сделать какую-то покупку, сознательно принимаешь решение и заранее рассчитываешь свои возможности. А тут получается, что плата за реформу общественного транспорта ляжет на плечи пермяков.
Кстати, в 2022 году отрасль недосчитается суммы, которую получила бы за проезд учеников 1-4 классов школ: им дали право ездить безвозмездно. Об этом с воодушевлением сообщили не так давно. А ещё планируют предоставить льготу малоимущим многодетным семьям. Может, и это повлияло на рост тарифа?
Для кого проездной?
При этом департамент транспорта анонсировал удешевление существующих проездных и появление новых, которые позволят снизить расходы на поездки. Одна из задач властей – популяризировать этот документ. Ведь сейчас основная масса пассажиров не пользуется проездными, а рассчитывается банковскими картами. В условиях, когда повсеместно планируют ввести бескондукторную оплату проезда, это чревато увеличением числа безбилетников и дальнейшим снижением доходов отрасли. Для сравнения: на маршрутах, где плату принимает кондуктор, количество зайцев – 5-6%, а в транспорте, где ввели новую систему оплаты, – 18-20%. У купившего же проездной пассажира теряется стимул становиться безбилетником.
Хороший общественный транспорт всегда дотируется со стороны города!
«Не секрет, что проездной в этом плане всегда удобен не только жителям, но и организаторам перевозок. Потому что это предоплаченный абонемент. Даже если в автобусе я свою транспортную карту не приложу к валидатору, фактически моё право проезда уже оплачено», – говорит Анатолий Путин.
Кстати, городские власти даже хотят обратиться к депутатам регионального парламента, чтобы те разрешили не штрафовать безбилетников, у которых есть проездной, а просто делать им предупреждение. А вот для зайцев без такого документа предлагают увеличить штрафы (тоже, кстати, доход бюджета).
Все перечисленные действия складываются в один всесторонне продуманный и тщательно просчитанный план. Мастерство авторов бесспорно. А что делать пермякам? Остаётся ждать решения думы. И надеяться, что цифру 37 нам озвучили, чтобы горожане с облегчением выдохнули, когда примут более низкий тариф. А оставшуюся нагрузку возьмёт на себя бюджет.
«Хороший общественный транспорт всегда дотируется со стороны города», – заметил начальник департамента транспорта.
С этим нельзя не согласиться. Для этого и есть бюджет, куда большинство горожан уже отчислили свои налоги.