Специалисты обсудили современные тенденции и юридические аспекты зимнего содержания дорог.
В преддверии зимнего сезона Национальная ассоциация зимнего содержания дорог провела серию семинаров. На них обсуждались вопросы выбора, закупки и применения противогололёдных материалов, сделанных по современным технологиям и соответствующих требованиям национальным стандартам.
Семинары, посвящённые законодательному регулированию применению противогололёдных материалов и лучшим технологиям зимнего содержания дорог прошли в Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске. Наряду с экспертами участниками мероприятий стали сотрудники муниципальных дорожных предприятий, управляющих компаний и ТСЖ. В них принял участие и представитель крупнейшего производителя средств против скользкости – Уральского завода противогололедных материалов (УЗПМ).
В условиях растущего автомобильного трафика и погодных сюрпризов перед дорожниками стоит непростая задача – правильно подобрать технологии и материалы, которые позволят обеспечить качественную уборку в сроки и по нормативам – до состояния «чёрного асфальта». Устаревшие виды противоголёдных материалов (ПГМ), такие как песок и пескосоляная смесь, не позволяют содержать дорогу в соответствии с современными нормативными требованиями. Поэтому в отрасли наблюдается устойчивый тренд по переходу на применение более качественных инновационных материалов. Ужесточается и государственный контроль: новые стандарты предъявляют строгие требования к составу и безопасности подобных антигололёдных средств.
Исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Юлия Антонова отметила, что содержание дорог зимой и требования к противогололёдным материалам строго регламентируются ГОСТами. А за безопасностью реагентов следят Роспотребнадзор и Росприроднадзор.
«Несколько лет назад вышел ГОСТ 58427-2020, который ужесточил антикоррозийные требования в два раза и впервые предъявил условия к экологичности противогололедных материалов. Это было весьма серьёзной планкой, немногие российские производители смогли сертифицировать свою продукцию в соответствии с этим ГОСТом», – отметила Юлия Антонова.
Был поднят вопрос о недобросовестных участниках рынка противогололёдных материалов. Несмотря на то, что использование таких реагентов на территории населённых пунктов запрещено без заключения государственной экологической экспертизы, недобросовестные компании пытаются обойти это условие. Они представляют положительное заключение ГЭЭ на реагент, область которого не включает объекты дорожного и городского хозяйства, предоставляют заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям или же пытаются не допустить к применению имеющиеся в наличии противогололёдные материалы, ссылаясь на необходимость их оценки на соответствие СанПин 2.1.3684-21 и прохождение дополнительных исследований.
Юристконсульт Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Гузель Мухамадеева на семинаре чётко разъяснила механизм действия этих требований закона.
«Во избежание дальнейшего двойного толкования п. 33 СанПин 2.1.3684-21 Роспотребнадзор направил в территориальные органы информационный циркуляр на № 02/9625-2023-32 «О применении противогололёдных реагентов», смысл которого сводится к следующему: дополнительным проверкам и получению свидетельства о госрегистрации (СГР) подлежат только противогололёдные материалы из группы ТН ВЭД ЕАЭС 38. Противогололёдные материалы, которым присвоены иные коды, не запрещены и не ограничиваются к применению Роспотребнадзором, но проходят стандартную проверку в лабораториях Роспотребнадзора и получают экспертное заключение и паспорт безопасности. Таким образом, при подаче документов, поставщики должны предоставить свидетельство государственной регистрации или паспорт безопасности, как подтверждение безопасности ПГМ для человека, и положительное заключение государственной экологической экспертизы от Росприроднадзора, как гарантию его безопасности для природы».
Погодные условия в Уральском, Приволжском и Сибирском федеральных округах, где проходили семинары, сложные. Зимы снежные, бывают перепады температур от ноля градусов днем до минус двадцати ночью в течение одного дня. При этом по дорогам проходит большое количество транспорта, а дорожная сеть — протяжённая. Поэтому в зимний период городскому хозяйству крайне важно быстро реагировать и использовать современные средства, чтобы борьба со скользкостью была максимально быстрой, и город «не вставал» при снегопадах и ледяном дожде.
«Для каждого температурного режима и вида дорожного полотна существуют свои разновидности специализированных смесей, и мы рекомендуем пользователям придерживаться инструкций для достижения наилучшего результата. Сегодня более прогрессивно использование двухфазных материалов – они начинают работать быстрее, уже через 15-20 минут после внесения, а через два часа дорога полностью готова к уборке. Наш завод производит линейку ПГМ под торговой маркой «Бионорд», один из немногих, кто соответствует требованиям ГОСТ 58427-2020 и отвечает запросам общества не только на обеспечение комфортного проживания в городах, но и на сохранение экологии,» – рассказал заместитель коммерческого директора по оптовым продажам УЗПМ Рудольф Пономарев.