В соцсетях сообщили о смерти Александра Боронникова — «дедушки из Сычей», «народного целителя», у дома которого каждые выходные собирались очереди из желающих излечиться от вредных привычек или смертельных болезней. Сам он при этом оставался фигурой довольно загадочной. Всё, что известно о лекаре, — в материале сайта perm.aif.ru.
Очереди на исцеление
«На 86-м году жизни скончался Боронников Александр Иванович, дедушка-лекарь из деревни Сычи, — написали в паблике "Подслушано Нытва" во "ВКонтакте". — На протяжении долгих лет к нему на встречу ездили из многих регионов страны и даже из зарубежья. Денег не просил, а если кто сам оставлял — тратил их на восстановление храма в с. Острожка».
В Острожке — селе на тысячу человек в Оханском округе — Александр Боронников и родился 12 августа 1939 года, как выяснил perm.aif.ru. О его жизни мало что известно: бывшая глава прикамского отделения Союза журналистов России Ольга Лоскутова рассказала perm.aif.ru, что сам он упоминал о работе в наркологии, а его односельчане сообщили журналистке, что раньше он был заведующим молочно-товарной фермой. Как рассказал perm.aif.ru внук Александра Боронникова Иван, большую часть жизни его дед всё же был «народным целителем».

Жил и принимал посетителей Александр Боронников в Сычах — совсем крохотной деревне (несколько десятков жителей) в паре километров от Острожки. В оханских и нытвенских пабликах в соцсетях буквально сотни комментариев с просьбами объяснить, как найти чудесного дедушку. Местные жители и опытные визитёры в ответ терпеливо описывали, где свернуть и как найти дом Александра Ивановича, рисовали многочисленные карты от руки и рассказывали о собственном опыте:
«Принимает по выходным по очереди, запись с пятницы, спят, ждут в машинах»;
«Сегодня было машин 12, наверное, мы были 4 в очереди, учитывая, что он принимает с 9 утра, мы зашли примерно в 9:30»;
«Можно к кому-то в машину попроситься? Замёрзнем на улице ждать».

Несмотря на труднодоступность дома Александра Боронникова, перед ним круглогодично выстраивались очереди из желающих попасть к нему на приём.
«Нигде о целителе не пишут, в соцсетях его нет, однако поляна у дома каждые выходные больше напоминает стоянку супермаркета, — описывала свои впечатления от приезда в Сычи Ольга Лоскутова в мае 2019 года. — Один вот даже на такси приехал и стал 29-м в очереди, которую организованно и добросовестно ведут сами пациенты — на листе бумаги, по номерам прибывающих машин».
Священная книга
Сама Ольга Лоскутова тоже была «на приёме» у Александра Боронникова. Посетителей он принимал в небольшой часовенке рядом с домом — по воспоминаниям журналистки, она напоминала переделанную баню: маленькие сени и помещение примерно 2 на 3 метра с одним окошком, печкой, полатями и столом. На стене — иконы, под ними — старинные книги.
«У него была такая старинная-старинная толстая книжка, с сильно потрёпанными листами, — вспоминает Ольга Лоскутова. — Это у него была священная книга, он не разрешал её никому трогать. Там всё собрано: и Евангелие, и Ветхий, и Новый Завет. Ему она досталась по наследству».
По словам журналистки, Александр Боронников лечил молитвой: выслушав, что за проблема беспокоит посетиля, он открывал свою священную книгу и начинал читать вслух. В течение 20–30 минут монотонного чтения он «заговаривал» болезнь и «приказывал» ей уйти. Затем желал посетителю всего хорошего, иногда давал рекомендации («Попить всякие травы», — приводит пример Ольга Лоскутова) и прощался. После этого к нему заходил следующий проситель.

Внутри часовни, по воспоминаниям Ольги Лоскутовой, на проходящей под потолком через всё помещение балке висела корзинка.
«Каждый ему в эту корзинку денежку складывал, таким образом с ним расплачивались, — объясняет журналистка. — В ней всякие двухсотрублёвки, сторублёвки — кто сколько мог. Ну а кто-то ему продукты привозил. Хотя у него самого было хозяйство: две коровы было до последнего времени».
О корзинке с пожертвованиями упоминали и многочисленные посетители Александра Ивановича в соцсетях. Эти комментарии в значительной мере и стали причиной единственного случая, когда «народный целитель» привлёк внимание властей.
Мытари и церковь
На публикацию об Александре Боронникове в 2019 году обратила внимание Ирина Пономарёва — ранее она занималась популяризацией темы Оханского метеорита, а после сконцентрировалась на юридической и общественной деятельности. Обратив внимание на публикации о «народном целителе», она занялась «пресечением незаконной деятельности и борьбой с грехом» — обратилась в прокуратуру и краевой Минздрав.

Пост Ольги Лоскутовой в сообществе «Оханск – наша родина» о «неприятностях» дедушки из Сычей собрал несколько сотен комментариев. Большинство из них выражали поддержку Александру Боронникову и решительное осуждение действий Ирины Пономарёвой (она, кстати, даже подала к журналистке иск о защите чести и достоинства, но суд его не удовлетворил).
Тем не менее несколько комментаторов вслед за общественницей назвали Александра Боронникова «ведьмаком» и «колдуном», отметив, что официальная церковь против народных целителей. Разгорелась оживлённая религиозная дискуссия.
«Православная церковь относится к таким методам лечения отрицательно, потому что они не соответсвуют церковным правилам», — признаёт Иван, внук «народного целителя».

Иван служит в храме Александра Невского в Оханске, настоятелем которого является его отец Владимир Александрович — сын Александра Боронникова. Корреспондент perm.aif.ru не мог не задать Ивану вопрос об отношении воцерковлённой семьи к популярности его деда как целителя.
«На самом деле Александр Иванович был верующим человеком, хотя не вёл церковный образ жизни, — подчеркнул молодой человек. — Мы не можем осуждать его за его деятельность, так как это его выбор и его жизнь. И вообще законы Православной церкви говорят, что нельзя ни в каких случаях осуждать своих родителей».
Скромный волшебник
В 2019 году Ольге Лоскутовой позвонили с телеканала НТВ. Московские журналисты увидели посты о целителе из глубинки и решили снять о нём репортаж. От всенародной славы 80-летний Александр Боронников отказался решительно.
«Они попросили взять у него разрешение на съёмки, чтобы они приехали и сделали о нём сюжет, — объясняет журналистка. — Мы пообщались, но он разрешение не дал. Сказал: "Мне нельзя, запрещено"».
По словам Ольги Лоскутовой, она до сих пор не понимает, как ей удалось уговорить Александра Ивановича на фотосъёмку в свой первый приезд в Сычи.
«Он очень был скупой на рассказы о себе, — говорит о своём собеседнике журналистка. — Я пыталась копнуть немножко вглубь, чтобы понять, откуда у него этот дар и как вообще сложилось так, что он стал целителем... Но на бытовой разговор его было не вывести. Он создавал впечатление какого-то отшельника: как бы одновременно с тобой — и в каком-то своём мире, и пробиться к нему туда было невозможно».

Ольга Лоскутова отмечает, что ей самой визит к целителю не помог, однако признаёт, что для многих этот полумистический ритуал имеет мощный психологический эффект.
«Сам факт того, что ты попадаешь как будто к волшебнику, у которого такие вот древние артефакты, иконы, на многих невоцерковлённых людей производил сногсшибательное впечатление, — рассуждает Ольга. — Он разговаривал с людьми по душам. Сейчас же в больницах этого не делают — а у него было и желание, и силы на это».
Под сообщением о смерти Александра Боронникова много комментариев с благодарностями от тех, кому он помог.
«Он лечил и бесов изгонял, — написала одна из комментаторов. — А лечил только молитвами. Кто верит, тот знает, что это такое».
Как рассказал Ольге Лоскутовой глава Сычёвской администрации, 10 марта Александра Ивановича Боронникова похоронили на кладбище в Острожке. Несмотря на широкую известность народного целителя среди жителей Нытвенского и Оханского округов и за их пределами, церемония была очень скромной: людей на похоронах было совсем немного.