Экспедиция заповедника «Вишерский» посетила северные районы, где искала следы браконьеров и навещала семьи народа манси.
О результатах поездки читайте в материале корреспондента «АиФ-Прикамье».
Таёжные паули
Северная точка заповедника «Вишерский» находится в районе Свердловской области, рядом с Ивдельским округом. Именно оттуда по тайным тропам браконьеры могут незаконно проникать на охраняемую природную территорию. Команда заповедника отправилась на поиск лазеек нелегальных охотников.
Вторая не менее важная цель поездки – этнографическая. Специалисты собирают информацию о древнем народе манси и ищут экспонаты для музея в таёжных посёлках.
Традиционное название поселений манси – паули. Они находятся в труднодоступных районах уральской тайги. Малочисленные потомки манси (до начала 20 века они назывались вогулами) предпочитают сохранять традиционный уклад жизни, которым жили их предки.
В Прикамье население манси катастрофически уменьшилось в последние годы. Директор заповедника «Вишерский» Павел Бахарев пояснил, что сегодня в Пермском крае живет лишь одна семья Бахтияровых. А когда-то этот древний род простирался от восточного до западного склонов Уральских гор. Глава прикамской семьи манси – 65-летний Алексей. Его дочери замужем за русскими, так что их дети уже не могут считаться чистокровными манси. У Алексея Бахтиярова есть 30-летний сын Николай. Но он не женат, детей нет и, скорей всего, не будет. Причина проста - нет пары. Ближайшие поселения манси находятся в Свердловской области и Ханты-Мансийском автономном округе. Добраться туда сложно и дорого. От Красновишерска до паули манси в Свердловской области около 250 км, до Ханты-Мансийска - 350 км напрямую по тайге. Передвигаются манси большей частью пешком или на лодках. Летом путь через тайгу займет около трёх дней. Зимой по наезженной снегоходами дороге идти легче и быстрее, можно управиться за 2 дня. Но даже если расстояние будет благополучно преодолено, не факт, что в паули найдется свободная девушка манси, которая захочет выйти замуж за парня из тайги Пермского края.
Именно из - за малочисленности манси на территории Пермского края, сотрудникам заповедника «Вишерский» приходится изучать быт древнего народа в Свердловской области, где на берегу реки Лозьва проживают около ста коренных манси. Экспедиция остановилась в двух поселениях - Ушма и Тресколье. Предположительно там живут около 20 человек, но встретиться со всеми не удалось. Кто-то ушёл на охоту, кто-то в гости в соседний Ханты-Мансийский округ.
Связь с миром через таксофон
Паули Ушма появилось на месте бывшей колонии УралЛага когда власти Свердловской области озаботились численностью древнего народа и построили им деревню из 10 домов на берегу реки Лозьва. И все 10 домов до сих стоят в целости. Но многие из них так и не были заселены. Инфраструктура в паули не развита. Нет электричества, мобильной связи, интернета. Но есть работающий таксофон для связи с миром.
Живут охотой, рыболовством и туризмом. Паули расположены в живописной горной местности, к тому же недалеко от перевала Дятлова, к которому нескончаемым потоком идут туристические группы. И чтоб не заблудиться, берут проводников из жителей паули. Кстати, охотники манси ещё в середине прошлого столетия помогали искать следы пропавшей группы Дятлова.
Жителей другой малочисленной паули Тресколье в прошлом году постигло горе. В одночасье погибла семья Михаила Пеликова, жена и трое детей. Трагедия случилась 31 июля 2019 года.
Жена Михаила Светлана с сыновьями оказалась в больнице. Когда 10-летний Василий и полугодовалый Антон поправились, за ними поехал двоюродный брат женщины. Старшая дочь Михаила, 13-летняя Ксюша, напросилась с дядей встречать маму из больницы.
На последней остановке Светлана связалась с мужем и сообщила, что уже через несколько часов будет дома. Михаил так и не дождался родных. Их путь шёл по горной речке Лозьва. На каком-то этапе пути лодка перевернулась, и все оказались в воде. Выбраться из полноводной горной реки никто не смог. В силу своих религиозных взглядов манси плавать не умеют или плавают очень плохо.
Не дождавшись жены и детей, Михаил пошёл им на встречу на своей лодке. В 15-ти километрах от дома он нашёл пустую перевернутую лодку на берегу реки. И никаких следов семьи. Через день полиция нашла тела его жены Светланы и двух детей, Ксюши и Василия. Тело свояка, который управлял лодкой, было найдено через несколько недель. Все это время Миша и другие думали, что свояк просто сбежал, когда понял, что по его вине погибли люди. Но экспертиза выяснила, что умирал он долго, мучительно, утонул не сразу. Видно, изо всех сил старался спасти родных.
Тело младшего малыша до сих не найдено.
Михаил похоронил семью на местном мансийском кладбище вблизи поселения Тресколье. Традиционная могила представляет из себя ряд бревён, перекрытых рубероидом. На могиле лежат подношения мёртвым, угощения и предметы быта: йогурты для детей, соки, печенье, чайник. Михаил сейчас живет один, у него траур. Он поделился, что хочет снова жениться, создать новую семью. Но с манси. А их катастрофически мало.
Личная драма Михаила Пеликова стала этнографической проблемой в целом. Исчезающий народ, о быте и нравах которого ученые узнают по крупицам, лишился целой семьи. Не родятся дети от детей Михаила, выращенные в традиционных традициях манси. Все меньше и меньше остается данных об этом таинственном народе.
«К сожаленью, это характерный пример окончания жизни для всего мансийского народа. Недоживание до старости. Несчастные случаи, суициды и алкоголизм, увы, способствует исчезновению манси как народа. Кончается род, сужается ареал распространения, оставшимся манси всё труднее найти друг друга и передать потомкам их древние традиции. А мы лишаемся возможности изучить этот древний уникальный народ», - рассуждает директор Вишерского заповедника Павел Бахарев.
Упоминание о древнем роде Пеликовых встречается в материалах, датированных 18 веком. По одной из версий, происхождение фамилии связано с мансийским словом «пелаяцкве» - разогретый огнём. Представители рода считались людьми отважными, вспыльчивыми, бесстрашными. На севере Свердловской области, по мнению этнографов, Пеликовы появились в 20 веке. Для ученых они служили информаторами о быте, укладе жизни манси.
Пустая колыбель
При встрече с экспедицией заповедника «Вишерский», Михаил вынес из дома люльку, она называется апа, и после небольшого раздумья передал её в музей Вишерского заповедника. Апа сделана из бересты, прошнурована для прочности, украшена мансийским рисунком. Это апа малыша Антона, погибшего сына Михаила Пеликова. Сделана для младенца руками счастливых родителей и служила ему колыбелью до трагической гибели.
Среди других находок экспедиции Вишерского заповедника - деревянная мансийская ложка с традиционным орнаментом и совт, мансийский туесок из бересты для сбора ягод.
Даже в век тотальной цифровизации, самые точные сведения, устные и визуальные можно получить только из личного общения, личного опыта, увидеть своими глазами. А сейчас у жителей Прикамья есть уникальная возможность увидеть собранные экспонаты в музее природы Вишерского заповедника и услышать связанные с ними истории.
Экспедиция дошла до горы Гумп-Капай, чтобы проверить наличие путей для незаконного посещения территории заповедника «Вишерский». Директор заповедника пояснил, что в 70-х годах здесь работали геофизики Баженовской экспедиции. Изучая глубинное строение земной коры они прорубили профиль до подножия горы. С тех пор в горном лесу появилась просека, которая стала относительно удобным путём для подступа к Уральским горам. Им пользоваться браконьеры и другие нарушители.
«Заповедник не предназначен для людей. Это эталон природы, растения и животные должны жить в естественных условиях, абсолютно без вмешательства человека. Для посещения людей в заповеднике есть своя территория в южной части «Вишерского». Она включает и территорию Тулымского камня. А в северной части - место только для природы. В устье Вишеры до сих пор есть естественные пастбища оставшегося стада дикого северного оленя. И такая ситуация должна быть сохранена. Каждый должен понимать, что заповедное - это значит недоступное. Человек в заповедники лишний, учитесь уважать право природы на это», - говорит Бахарев.
Как и предполагали, следы незаконного проникновения на территорию заповедника со стороны Гумп Капая есть. Теперь нужно наладить патрулирование и контролировать дороги, чтобы закрыть доступ нарушителям. Команда заповедника рассчитывает и на помощь манси.