Он не любит говорить вслух о мечтах. Не потому, что суеверен – просто считает: лучше сделать - и уже потом рассказать. Он не устраивает шоу на финише, не выкладывает каждую пробежку в сторис, не строит из себя «икону спорта». Он просто бегает. Потому что это – его.
32-летний Владимир Никитин – один из самых успешных легкоатлетов последних лет, 29-кратный чемпион страны, рекордсмен, призёр чемпионатов Европы, автор одного из лучших дебютов в российском марафоне.
«Моторчик»
Пешнигорт – небольшое живописное село у реки Иньвы, недалеко от Кудымкара. Место, где, как говорят, всё превращается в клад. В XIX в. здесь нашли настоящий – серебряную посуду X в. Теперь на этом месте – этнопарк «Заветный клад» с промысловым календарём, деревом рода, «золотой лодкой» из легенд и старинными землянками - олангу. Время здесь течёт по-особому. И каждый находит свой клад. Писатель Василий Климов, чьи сказания звучат на сочном коми языке, оставил свой – в словах. Его земляк Владимир Никитин – нашёл свой клад в беге.

«Родители работали много, оба в школе: мама Галина – повар, вечерами мыла полы. Папа Виталий – кочегар. Мы, дети, тоже всё время были в делах: и хозяйство, и огород на нас, – рассказывает Владимир Никитин. – Нас шестеро: у меня четверо братьев, одна сестра. Детство – весёлое, запоминающееся. Жили небогато и дружно. Я – самый младший в семье. Пока был маленький, накормить, переодеть – всё делали старшие. И одежду за всеми донашивал. Куда без этого? Семья была крепкой. Всё было, что в деревнях делают: и сенокосы, и картошка, и поливка».
Деревенское детство – это не романтика: встать в шесть утра, покормить скотину, идти в школу, после неё – колоть дрова, топить печку. Затем – тренировка. Потом – снова домашние дела.
Спорт вошёл в жизнь случайно: братья ходили на лыжах, а Володю, самого младшенького, не с кем было оставить дома. И он бегал за ними – буквально. Повторял движения, тянулся за старшими. Так и втянулся. Лыжи, кроссы, тренировки в школьном спортзале. Учителя прозвали его моторчиком – всё успевал.

Владимир благодарен своим тренерам – Владимиру Денисову (школьные годы в Пешнигорте) и Николаю Суворову (пермский период жизни) – он всегда подчёркивает их роль в своей судьбе.
Владимир Дмитриевич Денисов буквально водил его за руку в детстве. Именно он настоял на первых стартах и внушал: «Ты сможешь. У тебя всё получится».
«Мне было лет семь, когда меня заметил Владимир Дмитриевич, он даже за мной домой приходил, если я пропускал. Говорил: «У тебя энергии – хоть залейся!» В одиннадцатом классе я выполнил норматив кандидата в мастера спорта по лыжам. Это считалось хорошо».
Именно он разглядел в Володе бегуна.

«В лыжах мне не хватало роста и массы, и тренер предложил попробовать бег, - вспоминает Владимир. – Он говорил: «Ты лёгкий, сухой – для бега самое то». И, честно говоря, бег – более доступное занятие для деревенского паренька из многодетной семьи: кроссовки стоят меньше, чем лыжи. И форма – тоже. Но главное – в беге у меня стало получаться всё лучше».
И Володя хотел бежать… Бежать, как его тёзка – матрос Балтийского флота, участник Великой Отечественной, двукратный олимпийский чемпион, многократный рекордсмен мира, советский легкоатлет Владимир Куц.
Бег как профессия
Однако в селе нужны трактористы, а не бегуны. Учиться Владимир поступил на автослесаря в колледж имени Славянова в Перми.
«Не сказать, что я увлекался машинами. До сих пор, если что-то ломается – еду в сервис, – признаётся он. – Просто там давали общежитие и можно было тренироваться».
Николай Суворов после переезда Никитина в Пермь стал и его тренером, и наставником. Владимир полностью перешёл в лёгкую атлетику.

«Николай Васильевич как второй отец. Мы вместе уже больше 15 лет. Полное взаимопонимание», – признателен спортсмен.
Жил студент на пенсию по потере кормильца. Мама умерла в 2010 г., ей было 56 лет, он тогда учился в одиннадцатом классе.
«5500 руб. в месяц. Кроссовки стоили 3500 – копил по 300-500 руб. Завтрак – батон с майонезом, комплексный обед в столовой колледжа: щи, котлета, компот, на ужин – макароны. Но я не голодал: из дома привозил сало, картошку», - вспоминает Владимир.
Учёбу продолжил в Уральском университете физкультуры в Челябинске – уже по профилю. И результаты пришли. Один за другим.
Владимир Никитин по титулам – уже легенда. Выигрывал на всех возможных стайерских дистанциях: 1500, 3000, 5000, 10 000 м. Стабильно ведёт сборную к национальным рекордам.
«Любимые дистанции – 5-10 км, а самая интересная – «полуторка»: там другая тактика – быстро начинать бежать первую тыщу, а потом еще 500 метров нагонять. А на пятерке и десятке, по сути, один ритм», – говорит Владимир.
Если по молодости он, бывало, не брился перед соревнованиями (говорили – плохая примета), теперь без разницы: знает, что может: и физически, и психологически готов.

От стайера до марафонца
Самая запоминающаяся победа – первая: чемпионат России, 5 км, 2016 г.
Ещё в памяти – бронза чемпионатов Европы.
Из последних достижений – весной 2025 г. он неожиданно для всех вышел на старт Казанского марафона. Без прицела на рекорд. Почти без подготовки – всего два месяца на тренировки. Говорит, просто хотел понять новую для себя дистанцию.
«Где-то на 35-м километре подумал: зачем я сюда вышел? – вспоминает он. – А потом финиш. И эйфория. Почувствовал, что справился. Что могу».
Владимир финишировал вторым с результатом 2:09:54 – в шаге от победы.

Следом выиграл Московский полумарафон в рамках «Забега.РФ». Получил за победу самый дорогой приз в карьере – автомобиль Москвич 3е.
Это пока его последний трофей, а первый он получил лет в 10 за победу: обычный будильник – память о первых шагах в спорте.
Пока из ближайших планов: участие в Кубке сильнейших спортсменов в Беларуси (июль), возможные старты на Московском марафоне (сентябрь) и полумарафоне в Валенсии (декабрь).

Уроки, которые закаляют
Преподносила жизнь и суровые (обидные) уроки. В начале карьеры, после победы на первенстве России в 2012-м был дисквалифицирован за случайный приём бромантана. Для него это стало жёстким уроком. Тогда, в юности, он и не думал, что даже «безобидная» добавка с витрины аптеки может оказаться ловушкой.
«Приехал в город только два года как. Про допинг-контроль ничего толком не знал. Друг принёс с аптеки. На упаковке за 200 рублей было написано: "Повышает выносливость". Я даже не знал, что в ней есть запрещённое вещество. Когда пришли результаты, был в шоке. Думал, всё – конец карьере. Но тренер сказал: "Держись". И я держался».
Владимира отстранили на два года. Было тяжело. Но он пережил, собрался и вернулся.
Заплатив цену за доверчивость, стал осторожнее:
«Теперь даже воду без присмотра не оставляю. Ошибка научила меня: в спорте нет мелочей».

А летом 2023-го, после финала на 5000 метров, он, измотанный после соревнований, высказал недовольство тем, что забег поставили в самый зной, днём, а не вечером. Организаторы пытались объяснить, что делалось это в угоду телетрансляции, и сгоряча (тоже устали) у них вырвалось: «Все вы – ноль на мировом уровне. И при этом говорите, что всё у вас плохо». Владимир не ответил грубостью. Так делают те, кто уверен в себе. Посмеялся, пару раз надел футболку с этой фразой «Ноль на мировом уровне» (подарили поклонники) – и забыл.
А что до «мирового уровня»... Он бегает для себя.
«Мечта, конечно, есть. Но иногда обстоятельства сильнее любых амбиций. Если бы не было ограничений, хотел бы пробежать «классику» – Бостонский марафон. И Олимпиаду. Сегодня сосредотачиваюсь на том, что реально здесь и сейчас. Важно сохранять баланс: тренироваться, быть с семьёй и не терять мотивацию», – считает спортсмен.
Его личные победы – не только медали. Всё больше людей выходят на пробежку, вдохновившись его примером.

Дорога домой
Владимир живёт в Перми, рядом с Черняевским лесом. Так, чтобы можно было выйти – и бежать. По 20 км в день – по парку или на стадионе «Динамо».
«Раньше выйдешь в парк бегать – лишь одиночные спортсмены попадаются навстречу, а сейчас – полно любителей бегает», – констатирует он.
Сегодня, по его словам, люди стали больше думать о здоровье.
«У многих появилось больше свободного времени, и бег – один из самых доступных видов активности. Это просто: надел кроссовки – и побежал», – говорит он.

Новичкам советует не торопиться:
«Сейчас многие хотят всё и сразу: пробежал пару кругов – и на марафон. Так нельзя. Спорт требует терпения. Нужно время, чтобы организм привыкал к нагрузкам. Главное – слушать себя и не подгонять».
Хотя в Перми, жалеет, бывает редко. Жена Юля (она работает в казначействе, познакомились пять лет назад на забеге), трёхлетняя дочь Варвара и 11-летний Максим – пасынок, с которым они очень близки, – его главная поддержка. Дети уже сейчас хотят бегать – так же, как он.

И в Пешнигорте бывает теперь всё реже.
Отец Владимира маму пережил на 14 лет, его не стало год назад. Он гордился успехами сына.
«Папа собирал все газеты, где писали обо мне. Дома они лежат до сих пор», – говорит спортсмен.
Бегун не скрывает, что жить вдали от семьи, на сборах, сложно. Так хочется быть рядом, когда у ребёнка утренник. Телефонные звонки живое общение не заменят.
Но бег – это работа:
«Это мой труд, моя профессия. Я кормлю семью за счёт спорта».

А ещё бег – это удовольствие (и в этом – его сила!). Без любви к процессу невозможно добиться успеха.
«Если бы не получал удовольствия, не стал бы заниматься. Даже за деньги», - признаётся спортсмен.
Он не строит себе пьедестал и не вынашивает грандиозные планы. Просто выходит на дорожку, как в детстве, когда впереди – старшие братья, а под ногами – путь. Свой.
«Братья тоже могли стать спортсменами. Один из них точно был бы быстрее меня. Но время было иное, когда они росли, тяжелее. Мне просто повезло, – считает он.
О будущем говорит просто:
«Хочу ещё лет десять побегать. Потом, может, стану тренером. Но точно вернусь в Коми округ. Я не вижу себя жителем города. Когда представлю будущее – всегда думаю про своё село. Родные запахи леса, пение птиц… Хочется на рыбалку! Пешнигорт – это моё место, моя земля. Я там родился и вырос. А пока я просто бегаю. Делаю то, что люблю. Мне нравится сам процесс. Когда ты чувствуешь, как работает тело, как всё складывается в один ритм, – это кайф. Это моё».
