В ВОИНСКОЙ части N32755 во время несения караула солдат Виталий Назаров застрелился из штатного оружия. Другой военнослужащий этой части Сергей Михайлов повесился. Какие-либо подробности случившегося в посёлке Звёзд-ный не раскрывают. В военной прокуратуре Пермского гарнизона, где расследуют эти дела, комментариев не дают. Однако извест-но, что Виталий и Сергей были солдатами-контрактниками. Это, пожалуй, самое удивительное в данной трагедии. Ведь служба по контракту, в отличие от срочной, в идеале предполагает отсутствие дедовщины, поскольку люди идут в армию сознательно, как на работу. У контрактников есть зарплата и выходные дни. Они не привязаны к части и спокойно могут покинуть её в свободное от службы время.
В Звёздном, как в показательной части, в одной из первых в России начали вводить службу по контракту. По замыслу военных командиров Звёздный должен стать примером для других частей нашей страны. Непонятно, правда, как это возможно, если в этом посёлке солдаты накладывают на себя руки. Можно было бы предположить, что сделали они это из-за несчастной любви к представительницам женского пола, если бы не одно "но" - откровенная исповедь другого контрактника по имени Валентин. Он бежал из Звёздного. Возвращаться в часть ужасно боится. Считает, что его там ждёт неминуемая смерть. Правозащитники Пермского отделения международного общества "Мемориал" взяли под защиту Валентина. Они и показали запись интервью с ним.
- Меня призвали в армию из Краснодарского края, - рассказывает Валентин. - Полтора года я был солдатом срочной службы. И вот за полгода до увольнения в запас меня вынудили подписать контракт на дальнейшую работу в армии. Командиры уверяли, что этот документ можно будет порвать в любое время. Что на самом деле невозможно. После моего перевода в контрактники поначалу всё было нормально. Проблемы пошли, когда в часть стали подъезжать контрактники с "гражданки". Это мужики 27-30 лет, видимо, из бедных деревень. Ведут себя они, мягко говоря, очень нагло. На зарплату, которую дают каждый месяц (7 тысяч рублей), покупают водку. Потом пьют и бьют всех, кто попадается на пути. Дерутся друг с другом, могут просто так подойти и ударить любого спящего в казарме солдата. Мне доставалось не раз, подходили, били по голове. Отбирают деньги, личные вещи, например сотовые телефоны. Говорят, дай телефон, позвонить надо. После этого мобильника уже не увидишь.
Кстати, два дела по факту вымогательства денег в Звёздном сейчас рассматривает военная прокуратура Пермского гарнизона.
Один из пострадавших, солдат Рашид Фадтахов, утверждает, что на полигоне за ним с топором бегал пьяный контрактник и требовал у Рашида
8 тысяч рублей, которые пострадавший якобы украл.
- Те, кто издевается над другими, ещё и запугивают, - продолжает Валентин. - Летом я лежал в госпитале, ко мне подходили и предупреждали, если я хоть слово расскажу кому-нибудь, меня просто убьют. Обратиться за защитой в части не к кому. Военное руководство относится к происходящему равнодушно.
Валентина нисколько не удивляют случившиеся самоубийства. Он говорит, такое происходило и раньше. Например, один контрактник, опытный солдат после срочной службы и командировок в Чечню, в Звёздном хотел зарезать себя ножом. Хорошо, что выжил. Складывается ощущение, что в этой части находится опасно всем. Валентин вспоминает, как летом командиры озвучили цифру - за 6 месяцев 2006 года заведено 58 уголовных дел.
- Чуть больше года осталось до сокращения времени срочной службы, - говорит Александр Калих, руководитель Пермского областного отделения "Мемориал". - Военное руководство России в быстром темпе начало вводить службу по контракту. Офицерам на местах была поставлена задача, к определённому сроку набрать определённое количество контрактников. При этом командиры руководствовались правилом - при выполнении задания хороши все средства. Зимой 2005 года в одном из дивизионов Звёздного солдат-срочников отвезли на полигон. В 30-градусный мороз их выстроили в шеренгу. И сказали, пока срочники не подпишут контракт, отсюда они не уйдут. Кто подписал, тому разрешили зайти в здание. Остальные остались стоять на морозе. И простояли там ни много ни мало двое суток. Самых стойких, кто, несмотря на зверский холод и побои, отказывался подписывать контракт, по одному заводили в канцелярию к командиру дивизиона. Он избивал парней до тех пор, пока те не соглашались поставить свою подпись на документе. Об этой истории рассказывали разные люди из этой части. Их имена мы называть не будем, по просьбе самих свидетелей.
Сносных условий для жизни контрактников не создали до сих пор. До недавнего времени они жили в казармах. Сейчас эти казармы стали переделывать под общежития, но они не приспособлены для семейной жизни. Комнаты рассчитаны на четыре человека, туалет - один на коридор. Можно, конечно, снять комнату или квартиру в Звёздном. Правда, на зарплату в семь тысяч это вряд ли удаст-ся. Да и цены в посёлке на аренду жилья резко подскочили после прихода контрактников. Кроме этого, сами офицеры не знают, как вести себя с ними. Получается, что российская служба по контракту - профанация чистой воды. И два самоубийства в Звёздном лишний раз подтверждают этот факт.
Смотрите также:
- Бешеная рота. Пермский ополченец о войне в Новороссии, Крыме и санкциях →
- Отслужи – и в бомжи? Как боевой офицер стал бродягой →
- Богатый бомж. Почему скитается бывший кремлевец? →