В юности ему повезло. Мало кому из ныне живущих довелось повидать такое количество известных исторических деятелей, да ещ е на расстоянии вытянутой руки. В старости с Анатолием Кузнецовым случилась беда. Она могла быть смертельной. Но он выжил.
Свидетель истории
Весной 1950 г. пермского паренька Толю Кузнецова взяли в армию. Юноша был видный, хоть и росту среднего. Здоровьем бог не обидел. Блондин с открытым русским лицом. Спортом занимался. Как потом, оказалось, обратило внимание командование и на его безупречную биографию (родню и ту до седьмого колена проверяли).
Служить довелось в воинской части 3186 – знаменитом парадно-показательном кремл евском полку. Это значит, ежедневно на посту у Спасской башни или у дворцовых дверей, в праздники – на Красной площади в линейном оцеплении, при визитах зарубежных лидеров – в поч етном карауле.
– Товарища Сталина частенько встречать доводилось, – рассказывает Анатолий Павлович. – Отдашь ему честь оружием, а он в ответ обязательно ладонь к козырьку вскинет. Уважал солдата. Или вот деталь запомнилась: мундир на генералиссимусе был всегда как новенький, с иголочки, а сапоги, хоть и блестели, были изрядно поношены, даже подм етки чуть загибались. В последний путь я его тоже провожал – аккурат у изголовья стоял.
Действительно, вглядитесь-ка в кадры кинохроники. Венки. Гроб. Известный всем профиль. А рядом – рядовой Кузнецов, наш земляк. Винтовка. Гран еный штык отсвечивает.
Ещ е он помнит Берию.
– Лаврентий Павлович по-разному перед нами держался. Когда в маршальском мундире – честь отдаст, в гражданском костюме – кивн ет. Но как-то бегло, почти не глядя. Как-то в хорошем настроении видимо был, спросил меня: «Ты откуда сам? А-а, уралец, ну служи, служи…».
Демобилизовавшись, Анатолий вернулся в Пермь. Его настойчиво звали на службу в милицию. Но он пош ел на завод. Где и проработал до пенсии.
Не дом и не улица
Поначалу пенсионерское жить е-быть е протекало ни шатко, ни валко. Хлопот, конечно, хватало. Благо наследств досталось – два больших домовладения на Висиме. А потом… влип в историю. То один доброхот подкатится, то другой. Мол, продайте, дедушка, дом. Или давайте взамен завещания имущества мы вас до конца дней содержать будем, от лихих людей оберегать. «Лихие», по всему видать, одна компания с «доброхотами», – не заставили себя долго ждать. То намекали, то угрожали. Ночами по стенам стучали… Происшедшее Анатолий Павлович до сих пор помнит неясно. То ли опоили старика каким-то зельем, то ли от страха затмение разума случилось.
– Оказался на улице. Без документов, без денег, без т еплой одежды. Память как отшибло, – рассказывает бедолага. – Скитался, пока не прибился к биллиардному клубу «Венеция». В полуподвальном помещении на Компросе стал в одном лице дворником, сторожем, сантехником. Спал тут же – на тюфячке.
Трудолюбивый, непьющий, некурящий, он, что называется, приш елся ко двору. А что же родня? Увы, к тому времени осталась лишь седьмая вода на киселе, и те далековато. Приехал как-то в Пермь по служебным делам внучатый племянник. Решил навестить деда. Но того и след простыл. Домовладений – тоже. Последовали заявления в правоохранительные органы, обращения в СМИ. Кузнецова разыскали, допросили. Восстанавливают паспорт, заново оформляют пенсионные документы. Даже в военкомат запрос сделали. Оттуда прислали выписку из военно-уч етной карточки. Да, мол, числится такой кремл евец, рядовой в отставке. Тут к нему не только память вернулась, но и стремление восстановить права на родовые гн езда.
На Висиме «зависло»
Вместе с нашим героем мы отправились на Висим. Увиденное повергло его в шок. По ул. Лбова, 58, избы не оказалось. На е е месте «гастарбайтеры» заканчивают возведение двухэтажного кирпичного особняка. Мол, знать ничего не ведаем, нас нанял некий Николай Тиунов. Дали его телефон. Объяснения «хозяина» свелись к тому, что он приобр ел участок у частного лица законным пут ем, вс е соответствующим образом оформил. А уж каким образом домовладение оказалось у продавца – его не интересовало.
Едем по второму адресу: ул. Республиканская, 100. Высоченный железный забор и… заснеженная пустота. На участке ни единого строения. Соседи только плечами пожимают: да, когда-то и изба была, и другие постройки, кто нынешний владелец, не знают…
Согласно данным УФМС, Анатолий Кузнецов до сих пор зарегистрирован как проживающий на ул. Лбова, 58, по праву наследования от родителей. На домовладение по ул. Республиканской – свежая справка Центра технической информации, подтверждающая право его собственности и отсутствие каких-либо обременений. Если прикинуть коммерческую стоимость спорных участков, пенсию (она подлежит выплате за последние три года), компенсацию вреда, то Кузнецов – потенциально богатый человек. Но это означает и то, что ч ерные риелторы, осуществившие заведомо незаконные, с подлогами, сделки и крышующие чиновники будут прилагать максимум усилий, чтобы ветеран и далее продолжал бомжевать. Ситуация в подвешенном состоянии. Мы будем пристально следить за тем, чья возьм ет.