Рай для избранных

   
   

Тринадцать тысяч жителей Полазны могут оказаться в безводной блокаде.

12-километровая прибрежная полоса вокруг посёлка превращается в неприступный вал из высоких бетонных заборов, за которыми прячутся расписные терема влиятельных персон и просто очень богатых людей.

Полазна с трёх сторон омывается водами Камы. Но если заборное наступление не остановить, путь к реке для "простых смертных" будет закрыт навсегда.

А ещё совсем недавно Полазну называли райским уголком Прикамья. Отдохнуть на песчаных берегах, утопающих в зелени смолистых сосен, приезжали десятки тысяч пермяков. Местные жители не обижались. Места хватит всем.

И действительно, хватало. Более чем десятикилометровая зона отдыха, по красоте ничем не уступающая знаменитым прибалтийским курортам, легко справлялась с наплывом отдыхающих. Так бы продолжалось и дальше. Но, к сожалению, период накопления капитала в России очень уж затянулся. Всё копят господа, копят.

Попал под накопительную "раздачу" и полазненский райский уголок. И любимые места отдыха простых жителей превратились в рай для избранных.

Никто не знает, точнее, никого не интересует, за сколько уходили лакомые кусочки берега, законно ли оформлялись сделки по купле-продаже и аренде прибрежной зоны. Так же, как никто не знает, сколько же денег надо для полного счастья современным капиталистам и чиновникам всех мастей, их обслуживающих. Сколько башенных и безбашенных дач и домов им нужно построить в самых заповедных и красивых местах.

Судя по тому, с какой разнузданностью расползаются теремочки по райским кущам, до полного счастья им ещё, ох как далеко.

Если нужно, то можно

Администрация посёлка Полазна не в состоянии пресечь захват прибрежной зоны. Одна из причин - большая часть соснового и речного благолепия находится в федеральной собственности. И махать кулаками на сильных мира сего из кабинетов местной власти как-то не с руки. Во-первых, бесполезно. Во-вторых, чего греха таить, далеко небезопасно.

Вот и глава Полазненского поселения Александр Новожилов на камикадзе не похож. Вполне нормальный человек. Он болезненно реагирует на появление в прибрежной полосе всё новых и новых хозяев с толстыми кошельками. Довольно остро переживает за странное перераспределение государственной собственности. Но при этом адекватно оценивает свои возможности.

- Не в моих полномочиях повлиять на ситуацию. Этим должны заниматься чиновники, по долгу службы обязанные отслеживать, законно или нет возводятся прямо на берегу Камы дворцы. Федеральных структур, комитетов и служб создано столько, что диву даёшься. А с нарушителями бороться некому.

Последние пять лет прибрежная зона активно застраивается. Красивейшие места, которыми мы гордились, потихоньку исчезают за высокими заборами и колючей проволокой. Строят дома зачастую в непосредственной близости от воды. О какой охране природы можно говорить? По всем законам строить здесь нельзя. Но если очень хочется, то в законе всегда можно найти лазейку.

В подтверждение сказанного глава поселения зачитал мне вслух четырнадцать статей "Водного кодекса РФ", каждая из которых грозно запрещает строительство объектов в границах водоохраной зоны.

Кодекс свежий. Опубликован в начале 2007 года. Никто, оказывается, не отменял обязательного наличия прибрежной защитной полосы при строительстве объектов на берегах рек и водохранилищ. Ширина такой водоохраной зоны может колебаться от 20 до 300 метров.

В переводе с юридического языка это означает, что любой гражданин России имеет право на свободный доступ к реке. В Полазне свободные, но, увы, небогатые граждане имеют доступ лишь к заборам в спиралях "колючки".

Закончили знакомство с кодексом статьёй, напрочь перечеркивающей все предыдущие запреты.

В ней целая куча различных оговорок. Если проект соответствует..., если экологическая экспертиза разрешает..., если приняты меры по сохранению водных ресурсов.... Бесчисленное множество "если" можно объединить в одно: если вы при больших деньгах, у вас крутая должность или большие связи, значит, вам всё можно.

"Пьяный остров"

Взбунтовался Александр Новожилов, когда строительный бум переметнулся с федеральной земли на муниципальную. Переметнулся не открыто, а как тать в ночи.

По его словам, в октябре 2006 года директор добрянского "Агролесхоза" Алексей Колесников сдал в аренду участок леса размером 5,1 гектара. Арендатором сосен стала организация "Югстрой".

Парадокс в том, что числятся сосны в лесном фонде, но растут на поселковой земле, на так называемом "пьяном острове".

На самом деле никакой это не остров и тем более не пьяный. Просто участок земли на побережье залива. Расположен он в черте посёлка, официально закреплён за муниципалитетом и, по словам главы, уже имеет статус зоны отдыха посёлка Полазна.

Понимая, что это практически последний кусочек, оставшийся от прибрежного рая всеобщего пользования, местные власти намеревались сделать из него образцово-показательный пляж для жителей. Поэтому и не стали оспаривать арендное соглашение между лесхозом и организацией "Югстрой". Одно общее дело делаем.

Захотели люди принести пользу лесу, ну и Бог им в помощь. Пусть поливают, ухаживают, вырубают сухостой, высаживают саженцы сосен. Ведь, судя по договору, лес отдан в аренду в рекреационных целях. То есть для восстановления здоровья леса и его дальнейшего процветания.

Но рекреационные мероприятия обернулись угрозой уничтожения леса. О том, что на территории будущей поселковой зоны отдыха затевается строительство коттеджей, в администрации узнали не от арендатора, а от неких добрых молодцев, неожиданно появившихся в кабинете главы. Они уверенно заявили о своих правах на землю. Мол, не волнуйтесь, гражданин начальник, не удивляйтесь и не падайте в обморок, когда увидите на месте пляжа каменные хоромы. "Югстрой" продал им землю.

Но глава Полазненского поселения удивился. Когда продали землю?! Кто позволил распоряжаться чужой собственностью?! Что за самоуправство?! И начал писать заявления во всевозможные инстанции.

Сегодня Александр Новожилов уже ничему не удивляется. Все его заявления о наглом захвате поселковых земель, о незаконности строительных работ остаются без ответа.

- Кто-то бесчинствует, для кого-то закон что дышло, а жители обвиняют в продажности местную власть. Обидно. И стыдно за своё бессилие. Если говорить вообще о строительстве в прибрежной зоне, то нас никто не спрашивал. И не обязаны спрашивать. Земля федеральная.

Что касается "пьяного острова", борьба за справедливость не окончена. Написали в районную прокуратуру. Ответ нас не удовлетворил. Мы намерены обращаться выше. Жители создали инициативную группу. Здесь наши интересы совпадают. Так что будем бороться вместе.

ОАО "Росинка". Вход воспрещён!

Инициативная группа на захвате только "пьяного острова" не зацикливается. Более пятисот человек поставили свои подписи под обращением к губернатору Пермского края Олегу Чиркунову. Жители Полазны требуют остановить безудержный и незаконный захват земель общего пользования.

- Мы не против строительства новых домов, - возмущается член инициативной группы Людмила Шаньгина. - Даже если дворцы построены незаконно, никто их сносить не станет. Нас возмущает другое. Новые хозяева не считают за людей тех, кто здесь родился, живёт, работает. Понаставили заборы до самой воды, наняли охрану с собаками. Живём на полуострове, а искупаться негде. Нет выхода к реке, к пляжам в заливе. Если это не беспредел, то что?!

Простым людям без должностей, в отличие от местных чиновников, и терять нечего, и бояться некого. Они намерены бороться за свои права до конца. Или пан или пропал! И очень жалеют о том, что в краевой администрации нет своего Митволя.

По их мнению, строительный бум в прибрежной зоне Полазны как две капли воды похож на застройку берегов Истринского водохранилища. И хотя Алла Пугачёва на Каме не отдыхает, фамилии владельцев прибрежных дворцов в Пермском крае довольно известные. Называют их шёпотом. Не из страха, а по причине отсутствия официальных документов, подтверждающих право на владение собственностью.

Для наглядности бетонно-заборной блокады Полазны мне показали строительную площадку на месте бывшего пионерского лагеря "Росинка". Ещё год назад здесь оставалась небольшая полоска песчаного берега, где можно было провести выходные. Сегодня о пикниках на песке можно и не мечтать. Заборы, заборы, заборы...

Идеально ровный периметр ограждения и узорные ворота говорят о больших финансовых возможностях

застройщиков. Строительство ведёт ОАО "Росинка". Название, будто бы, говорит о преемственности. Был пионерский лагерь. И после возведения резных теремов из калиброванных сосен, дети, казалось бы, должны сюда вернуться.

Прекрасные намерения инвестора подтвердил начальник отдела капитального строительства ОАО "Росинка":

- Мы строим пионерский лагерь. Отдыхать в нём будут дети из Перми и Добрянского района.

Но у членов инициативной группы иная информация. Абсолютно достоверная, как уверяют активисты сопротивления. Здесь, по их словам, будет элитный комплекс. Настоящие боярские хоромы строятся по индивидуальным заказам и проектам. А забор и резные ворота будущие "бояре" поставили в складчину.

- Да стройте на здоровье, - с горечью говорит Людмила Шаньгина. - Но не надо прикрываться детишками. И не надо отгораживаться от всего мира непробиваемым железобетоном. Мы тоже люди. И тоже хотим иметь доступ в райский уголок под названием "прибрежная зона посёлка Полазна".

Что ж, мечтать не вредно. А пока за территорией ОАО "Росинка" разворачивается ещё одна грандиозная стройка. А за ней ещё одна.... Все обочины песчаной дороги в прибрежный рай утыканы рекламными щитами. Рекламируются строительные материалы. Очевидно, спрос на них в полазненском эдеме огромный.

Смотрите также: