МАЛО радости на старости лет остаться без работы. А ведь ещё совсем недавно вопрос этот в повседневности советских граждан не стоял: устроиться на работу без проблем не составляло труда и для тех, кто не отличался особым трудолюбием. Даже термин бытовал в обиходе рядовых обывателей - "летун".
Такая ситуация в стране, где длительное время не работающих граждан не только обзывали тунеядцами, но и запросто могли впаять им срок с "обязательным привлечением к труду" в местах не столь отдалённых, вполне объяснима.
Но ситуация в корне изменилась с капитализацией страны, с появлением частных компаний, фирм, акционерных и иных обществ, где количество работающих и произведённой продукции по философским законам из количества перерастало в качество. Однако эта, в общем-то, положительная тенденция породила не только своего рода "избирательность" при приёме на работу, но и откровенную дискриминацию по признакам пола, расы, национальности, или возраста.
Возраст... до 35
ОДНА моя хорошая знакомая, представительница творческой профессии, пятидесяти лет от роду, вот уже который год мечтает сменить работу. Основания есть: не устраивают заработок по месту нынешней, поведение шефа - владельца контрольного пакета акций. Вроде бы всё у неё налицо: и опыт работы, и должная квалификация (как-никак два высших гуманитарных образования), и всевозможные призы на областных и республиканских конкурсах. Но... какое бы объявление о вакансиях она ни взяла в руки, непреложным условием является возраст до... 35 лет.
Вот и сейчас, просматривая объявления по ТВ, раскрывая одно за другим печатные издания, в графе "требуется" нередко вижу этот обязательный атрибут. Причём возрастной ценз отнюдь не ограничивается тридцатью пятью годами. Требуются специалисты в области рекламы и маркетинга с опытом работы на руководящих должностях и столь юного возраста, что набраться опыта по иным остродефицитным профессиям они могли бы в лучшем случае за школьной скамьёй.
Как известно, в старом Кодексе законов о труде РСФСР подобные возрастные ограничения не допускались в принципе. Неужели по новому Трудовому кодексу, который вступил в действие с 2002 года, это отдано на усмотрение работодателю?
- Ничуть не бывало, - говорит по этому поводу Елена Кудренко, заместитель государственного инспектора труда по Пермской области. - Условия для трудоустройства остались практически прежними: наличие паспорта или заменяющего его документа, удостоверяющего личность, трудовой книжки, военного билета или иного документа о воинском учёте. В случае если специфика работы требует специального образования, необходимо представить диплом или аттестат. Из новых требований - предъявление страхового свидетельства государственного пенсионного страхования и ИНН.
По словам Елены Викторовны, никакие возрастные ограничения, а также ограничения по месту жительства, половым, расовым, национальным признакам, социальному происхождению, имущественному положению, отношению к религии, политическим пристрастиям, в Трудовом кодексе России не предусмотрены, так как они не влияют на деловые качества работника.
- Ограничения, конечно, могут быть. Но лишь в исключительных случаях. Если это связано с характером или видом труда, например, тяжёлая работа или работа в ночное время. Для целого ряда работников непременным условием заключения трудового договора является наличие санитарной книжки, водительских прав, собственного транспорта, прохождение действительной военной службы. Но эти исключения либо оговорены в федеральном законе, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).
Особый случай
КОНЕЧНО, трудно себе представить, что на вакантное место фотомодели или манекенщицы вдруг начнёт претендовать семидесятилетняя бабушка. Тут, что называется, особый случай. Но почему на другие, не столь специфические рабочие места требуются исключительно молодые и опытные люди? Открываю один из номеров "Ва-Банка" и вижу: "Вакансия: менеджер по прямым продажам услуги. Требование: возраст 23-40 лет..." Далее читаю: "Компьютерной фирме требуется менеджер по продажам в возрасте от 23 до 30 лет". Некоей крупной текстильной компании уже нужен не просто менеджер, а именно женщина до тридцати. Ладно, менеджеры, как говорится, лицо компании. А вот другому работодателю позарез нужны продавцы-консультанты, для которых он определил возрастную планку в 25 лет. Ещё одна фирма нуждается в работниках не старше 28 лет.
Продавцы, конечно, тоже люди публичные. Но чем объяснить возрастной ценз в 35 лет для "водителя автомашины с правым рулём" или в 40 лет - для кассира-оператора на оптовую базу? В тридцать лет определён потолок не для кого-нибудь, а для ревизора склада, грузчика и аккумуляторщика. До тридцати пяти - грузчика-комплектовщика на склад и антикоррозийщика. Даже уборщица на неполный рабочий день должна, по мнению иных работодателей, быть не старше пятидесяти лет.
- В последнее время до двад.цати тысяч пермяков и жителей области официально числятся безработными, - рассказывает заместитель начальника областного управления занятости Владимир Лядов. - Поло.вина из них - молодёжь от 16 до 28 лет. Второй по числу незанятых идёт категория людей предпенсионного возраста. Как правило, это работники с низкой квалификацией, которые не востребованы в связи с автоматизацией и модификацией современного оборудования. Что же касается тех, кто вдруг "не подходит" по "возрастным меркам", то мы такой статис.тики не ведём. В объявленных вакансиях работодатели ни словом об этом не обмолвятся, потому что это противозаконно. Они отказывают безработным и людям, ищущим работу по нашим направлениям, под разными другими предлогами.
Получается, свои заявки в службу занятости руководители предприятий и фирм выдерживают в строгом соответствии с законом, а в средства массовой информации дают объявления, противоречащие ему. Почему же в таком случае молчат те государственные органы, которые должны следить за законностью в сфере трудовых отношений: профсоюзы, прокуратура, Государственная инспекция труда?
- За годы у нас и в областном совете профессиональных союзов накопились целые кипы жалоб людей на дискриминацию, которая запрещена уже в статье третьей Трудового кодекса, - продолжает разговор Елена Кудренко. - Статья 64 запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора и обязывает работодателя сообщить причину отказа в письменной форме. И если человек считает, что его права нарушены, он может обжаловать такой отказ в суде.
Требуется специалист славянской наружности
НО ЗАЧЕМ же доводить до суда то, что можно решить в ином правовом поле? Например, обязать работодателей при подаче объявлений о вакансиях соблюдать нормы Трудового кодекса, а руководителей средств массовой информации - отказывать нарушителям в публикации и в эфире.
Оказывается, сделать это не так-то просто. Дело в том, что в своей рекламной деятельности средства массовой информации придерживаются законодательства Российской Федерации о рекламе. А там ни слова не говорится о таком запрете. Цензура же по иным основаниям в СМИ вообще запрещена.
Как оказалось, нельзя привлечь к ответственности и рекламодателя. По мнению Кудренко, подача объявления, в тексте которого содержатся признаки дискриминации людей, сама по себе не является правонарушением. Вот когда он ставит свою подпись под письменным отказом женщине по причине её беременности или мужчине в связи с его пятидесятилетием, тогда руководящему бедолаге светит штраф до пяти тысяч рублей. Объявление же - прос.то бумажка, которую запросто может проигнорировать и смело пойти на собеседование, или, как сейчас говорят, на кастинг, даже готовый пенсионер. Говорят, что случаи, когда на работу брали лиц, не отвечающих первоначальным требованиям работодателя, не так уж и редки.
Возможно. Только кто считал, скольких людей остановило от попытки трудоустроиться пресловутое объявление? По словам Владимира Лядова, среднестатистический клиент, через службу занятости ищущий работу, устраивается на неё только с четвёртого раза. А три раза получает отказ. Случайно ли?
Наконец, почему объявления о приёме на работу регулируются Законом "О рекламе"? Ведь в тексте самого закона рекламой признаётся "информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределённого круга лиц и признана формировать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать сбыту товаров, идей и начинаний"... Где здесь хотя бы намёк на трудоустройство? О том, что объявления о вакансиях не являются рекламой, свидетельствует и статья 5 Закона "О рекламе". Она гласит, что "использование в продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего сообщения об этом не допускается"...
Но если Закон "О рекламе" не распространяется на объявления о приёме на работу, это отнюдь не значит, что можно их штамповать как Бог на душу положит. Потому что это прямое нарушение не только Трудового кодекса.
Отвлечёмся немного от темы и представим себе объявление о приёме на работу примерно такого содержания: "Требуется специалист по продажам славянской наружности. Лицам еврейской, кавказкой, татарской, национальностей не беспокоиться". Уверен, как только такое газетное объявление ляжет на стол к прокурору, он тут же возбудит уголовное дело против и редакции, и работодателя по признакам преступления, предусмотренного ст. 136 Уголовного кодекса РФ.
Фото Талгата Таирова
Смотрите также:
- Посмертный диагноз. Как доказать свою правоту, если ты не согласен с решением суда? →
- За кобылу не в ответе. Кто виноват в смерти девочки →
- ГИБДД «донесет» по месту работы →