Как правило, в списках бестселлеров по разряду "non-fiction" (беллетристика на историческом материале - тема отдельного разговора) фигурируют "исторические" сочинения четырёх видов.
Во-первых, это большой и, по сути своей, однотипный ряд "мировых научных сенсаций", они же "перевороты в науке" - очередная галиматья а-ля Fomenko & Nosovski. Оговорюсь сразу: одно дело - аргументированно разоблачать укоренившиеся в массовом сознании историко-идеологические мифы или фиксировать пробелы в нашем историческом знании, и совсем другое - заполнять вышеозначенные пробелы продуктами собственного мозгового полураспада и при этом походя объявлять все памятники мировой культуры, как духовной так и материальной, злонамеренной фальшивкой, состряпанной на деньги "мировой закулисы". Можно подумать, у Ротшильдов иных забот не было, кроме как финансировать тайное строительство египетских пирамид из секретного железобетона, разработанного в лабораториях ЦРУ.
Во-вторых, спекуляции обратного свойства - популяризация устойчивых исторических мифов или попытка создания новых. Тут назовем и многочисленные "лубки" на основе замшелого официоза трехсотлетней давности - из персоналий здесь явным фаворитом наряду с Петром Первым выступает князь Александр Невский, в действительности весьма неоднозначный исторический деятель, вернейший вассал Золотой Орды, из исторических дат - 1612 год, столь же густо облепленный романовскими "державными сказками", как год 1917-й - сказками ленинско-большевистскими. Из "новоделов" отметим многотомную "сталиниану", о которой я уже говорил в прошлой рецензии.
Не могу не обойти вниманием и многочисленную амурно-историческую "клубничку" - этакую имитацию "прямого включения" из опочивален великих и знаменитых. Да, конечно, выдающимся историческим личностям и эта сторона жизни была не чужда, но все же не она сделала их историческими личностями - если, конечно, речь не идет о Казанове или поручике Ржевском.
"Наполеон" академика Тарле - несомненная "классика жанра". Да и биография самого Евгения Викторовича - тоже своего рода "классика жизни" советского ученого сталинской поры, когда дистанция между академическими пайками, квартирами, дачами, премиями и подвалами Лубянки и пунктами (иногда расстрельными) 58-й статьи могла составлять несколько часов - как в ту, так и в другую сторону, в зависимости от прихотливых извивов генеральной линии партии. В 1932 году "заговорщика" и "вредителя" Тарле вернули из казахстанской ссылки и осыпали всеми благами, а спустя несколько лет вышел в свет его фундаментальный труд о Наполеоне. Однако в монографии бесполезно было бы искать те льстивые параллели между властителями былыми и властителями нынешними, которые видны невооруженным глазом в "Петре Первом" Алексея Толстого или, скажем, "Иване Грозном" Эйзенштейна. Ученый не теряет ни объективности, ни трезвого взгляда на предмет своего исследования. Дмитрий ВЕРЕСОВ
Смотрите также:
- Демократия смутократов.Эдуард Володарский: «Совесть олигархов и чиновников превратилась в бабло» →
- «Пермский проект» глазами социолога Вахштайна →
- Восемь часов сна - это утопия? →