Итоги недели. Прецедент по НКО и горящие торфяники

Коллаж Сергея Кондратьева

Проснулся краснокамский торфяник

Не успели пермяки оклематься от газового облака неустановленного происхождения, накрывшего на прошлой неделе весь город, а сам глава региона поручить серьезно разобраться с этим неопознанным «явлением», как пришла очередная беда, откуда не ждали…

   
   

В этот раз причиной распространившегося запаха продуктов горения на правосторонней от Камы части города стал знаменитый торфяник под Краснокамском. По информации оперативных служб, дым и запах в Пермь принесло ветром именно оттуда.

Об этом стало известно еще вечером в воскресенье, 14 июля, когда «проснулся» этот биологический болотистый объект. Добавил, как говорится, масла в огонь и пожар в лесном массиве рядом с торфяником, который дает о себе знать почти каждый год.

Ситуация не меняется. Из года в год сотрудники Закамского лесничества вынуждены бороться с пожарами на торфянике, спровоцированными летней жарой, а в Пермском лесопожарном Центре отчитываться, что ситуация взята под контроль.

Горит, в общем-то, не малая площадь - порядка 9,5 га леса. Только вот сил и средств на борьбу с этой напастью почему-то как всегда не хватает. При необходимости, по словам специалистов, на такую площадь порядка 100 огнеборцев и того же количества сподручных средств пожаротушения (пожарным машинам и спецтехнике сюда просто не добраться), людей, как правило, выделяется в три раза меньше.

«Даже если мы и соберем с местных предприятий необходимое количество добровольцев для борьбы со стихией, - говорят закамские егеря, - то мы не сможем обеспечить их необходимым оборудованием. Тех же ранцевых ручных огнетушителей в нашем распоряжении всего 30-35 штук вместо 100 необходимых. С простой же лопатой здесь и вовсе делать нечего. И воду приходится набирать из небольшого лесного водоема. Хорошо, что он вообще здесь есть».

Так и продолжает краснокамский торфяник каждый год тревожить покой жителей краевой столицы и окрестных территорий, которым остается лишь уповать на мужество и профессионализм огнеборцев и синоптиков, обещающих в помощь так необходимые осадки.

   
   

Взрыв в Голованово? Нет, не слышали!

В ночь на вторник жителей поселка Голованово, располагающегося на северо-восточной окраине Перми, разбудил громкий хлопок, похожий на взрыв артиллерийского снаряда.

Как утверждают очевидцы, его сила была настолько велика, что в окрестных домах зашатались шторы, задребезжали стекла, а поселок на некоторое время погрузился в вой сирен сработавших повсюду автосигнализаций.

На следующий день ночной взрыв стал предметом обсуждения головановцев в социальных сетях. Они наперебой говорили о «мурашках по коже», делились своими домыслами, ощущениями и опасениями по поводу случившегося.

Что же на официальном уровне? А вот в главках МЧС и МВД по Пермскому краю и слыхом не слыхивали о головановском взрыве, напугавшем целый микрорайон. Там от назойливых граждан «отделались» стандартной формулировкой о том, что не располагают какой-либо официальной информацией о данном инциденте на городской окраине.

Похоже, что отдельные происшествия, которые в пору называть чрезвычайными, и которые будоражат отдельные микрорайоны нашего города, а порой и целые городские массивы становятся, чуть ли, не в порядке вещей. Такое ощущение, что официальные власти и соответствующие органы на них попросту закрывают глаза! В общем, спите спокойно, граждане! Мы вас оповестим «в ручном режиме», когда нужно будет бояться.

На грани

Мне начинает в последнее время нравиться, в хорошем смысле этого слова, пермская фемида. Чем? Например, созданием различного рода прецедентов. И, смею утверждать, положительных для общества. Ну, вот чем, скажите, это не либерализм по-пермски?!

Еще на слуху судебные тяжбы ряда Товариществ собственников жилья с Пермской сетевой компанией по поводу тепловых тарифов и беспрецедентное решение двух судебных инстанций, вынесенных не в пользу последней. И вот вам очередной отказ мирового судьи в удовлетворении иска краевой прокуратуры сразу к двум пермским НКО: Центру «Грани» и Пермской гражданской палате. Основание: отсутствие состава административного правонарушения в действиях ответчиков.

Суть претензий прокуратуры к некоммерческим организациям состоит в желании надзорного ведомства оштрафовать их на 400 тысяч за отказ признать «Гранями» и ПГП себя «иностранными агентами» согласно ч. 1 ст. 19.34 КоАП и новому закону об НКО.

Опуская подробности (всего девять пунктов доказательств со стороны истца), озвучу лишь два аргумента представителя краевой прокуратуры Виктора Бевха в свою пользу: финансирование упомянутых организаций из-за рубежа и их политическая деятельность.

Однако «масштабы» этой  деятельности, как и объемы финансирования общественников «из-за кордона», чего, собственно, и не скрывали последние, не впечатлили мирового судью участка №21 Ленинского района Марию Якутову настолько, чтобы признать в них иностранных агентов.

Таким образом, благодаря местному правосудию, вставшему на сторону центра «Грани» и Пермской гражданской палаты, в российской правоприменительной практике впервые было создано прецедентное решение по НКО.

Жаль только, что право у нас не прецедентное и прокуроры, наверняка, уже решили для себя, что проигран бой, но не факт, что и война тоже проиграна.