Нателла Болтянская – февральские фантазии на пермской сцене

   
   

«На термометре за тридцать и апреля, вероятно, не случится…» Н. Болтянская. Февральская фантазия. Речь о сцене пермского органного зала. Послушать Болтянскую – автора и ведущего нескольких программ на «Эхе Москвы», а равно автора и исполнителя бардовских песен пришли, по моим подсчетам, три-три с половиной сотни человек. Люди, в основном, пожилые. Но и не только. Была и молодежь и люди среднего возраста. Общее впечатление – благоприятное. Несколько подводил звук – его, на мой взгляд, следовало бы лучше сбалансировать. Из-за обилия низких частот не все слова песен звучали разборчиво. Но это уже детали. Причем, сугубо технические.

Болтянская пела два часа с десятиминутным перерывом. Одной из первых песен была знаменитая «Гаечка». Посвящать ее кому бы то ни было Нателла не стала, сославшись на статью закона «Об экстремизме». Но, впрочем, все было понятно без пояснений.

Какая, в общем, разница, быть против или за,

Ведь всё случится так, а не иначе.

Он молод и спокоен, он смотрит вам в глаза

И действует отнюдь не наудачу.

Обязанности всяко важнее, чем права,

Права - поставить там, где скажут, галочку.

Он говорит полезные и важные слова,

Закручивая гаечку за гаечкой.

Отцам-иезуитам вполне достойный сын,

Он ценности и цели обозначил.

Над выбритой губою мерещатся усы,

И френч растет из лацканов Версаче.

Покуда не забрали, давай-ка наливай

Судьба ль нам быть описанными Галичем?

Он говорит полезные и важные слова

И тихо крутит гаечку за гаечкой.

Он сделает, как хочет. Он внятен и суров,

Но гибок, хоть глядится несгибаемым.

Свобода - несогласных крутить в бараний рог,

И методы печально узнаваемы.

Безбашенный период дискуссий и бравад

Сменился перспективою пугающей.

Он говорит полезные и важные слова,

Закручивая гаечку за гаечкой.

Увы, уже проиграно, что ставилось на кон.

Мы строимся повзводно и поротно.

Он - нами же рожденный и вскормленный дракон,

Который не дождется Ланселота.

Осталось ли дыханья - колючку разорвав,

В бега уйти, другие берега ища?

Он говорит полезные и важные слова,

И тихо крутит гаечку за гаечкой.

Первую часть концерта Нателла закончила песней Бабий яр.

Мама, отчего ты плачешь,

Пришивая мне на платье

Желтую звезду?

Вот такое украшенье

Надо бы щенку на шею,

Я его сейчас же приведу.

А куда уводят наших,

Может, там совсем не страшно,

Может, там - игрушки и еда!

Мне сказал какой-то дядя,

Сквозь очки в бумажку глядя,

Что назавтра нас возьмут туда.

Посмотри, какая прелесть,

Вот оркестр играет "фрейлехс"...

Отчего так много здесь людей?

Мама, ну скажи мне, мама,

Кто тут вырыл эту яму

И зачем нас ставят перед ней?

Что ты плачешь, ты не видишь -

Их язык похож на идиш...

Но почему все пьяные с утра?

Может быть, в войну играют,

Раз хлопушками стреляют...

Мама, это вовсе не игра!

Мама, отчего ты плачешь, мама, отчего ты пла...

…здесь песня резко оборвалась. Она, эта песня, так и задумана. Но убежав за сцену, Нателла долго не возвращалась даже под продолжительные овации. Я сильно подозреваю, что выйти она не могла, потому, что рыдала.

Песен было много – хороших и разных. Основа тематики, как вы и догадались – конфликт человека и государства. Конфликт системы и права. Личности и безропотного послушания. Конфликт внутренний, переходящий в формы внешнего взрыва.

В ходе концерта Нателла общалась с публикой несколько устаревшим, но очень знакомым способом – просила зрителей присылать записки. Записок, правда, было не много. Во втором отделении концерта она даже обозначила этим обстоятельством свое удивление. Видя, что играть и петь второй час подряд ей просто тяжело, я написал ей несколько. В частности, спросил, какова причина того, что она не приехала в этом году на «Пилораму» и правда ли то, что ее не пустил Венедиктов. Она ответила, что Венедиктов ее не то, что бы не пустил, а так случилось, что именно на день планируемого концерта на «Пилораме» назначил совещание от которого зависела судьба ее авторской программы на «Эхе» «Именем Сталина».

Ответ на этот вопрос я знал еще летом, когда по окончании «Пилорамы» писал статью об Алексее Симонове. На мой другой вопрос: как она относится к копирайту и можно ли где-нибудь в сети скачать ее песни, Нателла ответила, что копирайт для наших реалий – дело не самое нужное. А что касается ее песен, то их скачать можно везде. В частности, на ее сайте «нателла. ру» (кириллицей не специально, а просто как было сказано). Я ничего не имею против того, чтобы мои песни скачивались бесплатно – говорила она. Ведь тот, кто скачал, обязательно придет на концерт.

- Как-то в Нью-Йорке, говорила она, после концерта ко мне подошел человек и вручил конверт. Он рассказал, что скачал в сети бесплатно несколько альбомов и, пользуясь случаем, решил отдать деньги.

Зрители, в целом, отнеслись к Нателле очень тепло. Быть может потому, что в зале не было случайных людей. Пришли лишь те, кто ее действительно хотел услышать. Немного напрягал, уже под конец концерта, небезызвестный Алексей Бессонов, булькавший не к месту кнопками своего мобильника.

Не очень радовал транслируемый на установленный сбоку от сцены экран видеоряд, сплошь состоящий из сделанных на «Пилораме» фотографий. Но – это было мероприятие «Перми-36» и Курсина, полагаю, решила не упустить возможность пиара. Я ничего не имею ни против форума «Пилорама», ни против «Перми-36» как бренда, но все же, на мой взгляд, видеоряд был явно не в тему и слишком навязчив.

По окончании концерта, в курилке, услышал разговор трех дам, приятных, судя по всему, во всех отношениях. «Я так боялась, так боялась идти» – говорила одна – «думала, что от ее песен буду плакать, а нет, ничего, обошлось». Слезы, справедливости ради, на концерте все-таки вытирали. Не то, что бы все, но было.

После концерта коллеги предложили пойти на «Лесоповал». Недалеко, в КДЦ, как раз напротив «органки». Я вежливо отказался, сославшись на то, что устал. На самом деле не было желания смазывать впечатления. Сильные, чистые впечатления.

Смотрите также: