Пермь, 19 июня - АиФ-Прикамье. Сегодня, 19 июня, и.о. министра культуры Пермского края Игорь Гладнев заявил о расторжении договора с Маратом Гельманом. Галерист более не будет выполнять обязанности директора КГАУ «Музей современного искусства» (музей PERMM). Как пояснили в пресс-службе министерства культуры, расторжение договора проводится в соответствии с п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ.
«Всё только начинается». Что говорил Марат Гельман о будущем культурного проекта в Перми
Корреспонденты «АиФ-Прикамье» решили подвести итоги этого периода пермской истории и вспомнить самые громкие скандалы, связанные с деятельностью Марата Гельмана в Перми.
Скандал №1. Волшебная психоделическая милиция
В 2010 году на тот момент исполняющему обязанности начальника ГУВД по Пермскому краю Юрию Горлову не понравилась серия работ Григория Ющенко на тему будней стражей правопорядка. «Волшебная психоделическая милиция» была размещена в Пермском музее современного искусства.
Вот что говорит о серии работ сам автор: «Волшебная психоделическая милиция» рассказывает о буднях простых российских милиционеров. Приоткрывается завеса тайны над таинственным бытом этих людей. Мы видим, что милиционеры по сути являются чем-то вроде особенной священной касты. В своих кабинетах они занимаются различного рода магическими и психоделическими практиками, часто непонятными для обычных людей».
Однако начальник пермской милиции, увидев выставку, очень обиделся и обратился в прокуратуру с просьбой провести проверку по факту нарушения порядка официального использования государственных символов Российской Федерации (в данном случае – флага). В феврале 2011 года дело рассматривалось в мировом суде, и было закрыто за отсутствием состава административного правонарушения.
Скандал № 2. Эротика в музее
Летом 2012 года в музее современного искусства проходила выставка современного искусства Казахстана «Лицо невесты».
«Выставка открывает современное искусство Казахстана российской публике. Название выставки сравнивает это важное событие в культурной жизни обоих стран с волнующим моментом казахской свадьбы, обрядом Беташар – поднятием покрывала, скрывающего лицо невесты», –сообщается в презентации. На деле же в видеоинсталляциях были показаны всевозможные части тела, только не лицо. Особенно посетителям запомнились «Любовные скачки», которые по формату содержимого находились на грани эротики и порнографии.
Скандал №3. Храм из клизм и портрет России на половой тряпке
Разумеется, не обошлось и без оскорбления чувств верующих. По признанию пермской блогосферы, одной из самых обидных им показалась выставка «Родина». Там было сразу несколько инсталляций на тему христианства: православный храм из медицинских клизм, бюстгалтеры в виде куполов.
«Гельман, это государство выделяет деньги на такие проекты? Кто эти клизмы финансирует? Как минимум дистрибуцию этих клизм. Как вы сами-то думаете – государству необходимы такие произведения современного искусства? Оно должно это финансировать?» – пишет Валерий Павлов.
Однако, оказалось, что представители РПЦ отнеслись к данному творению вполне лояльно. Намного больше их оскорбило граффити на ВКИУ, изображающее «языческих богов», так как сто лет назад в помещении располагалась духовная семинария.
Скандал №4. «Украденный» логотип «Белых ночей»
Весной 2011 года, когда активно велась подготовка к первому фестивалю «Белые ночи в Перми», создателей проекта решили подловить на плагиате. Интернет–пользователи сравнили двуликий лого «БН» с логотипом операционной системы Mac Os. Галерист прокомментировал эти слухи в своём блоге:
«Очередные поклонники Пермского культурного проекта решили нас словить на плагиате, типа знак «Белых ночей» поразительно похож на МАКовский. Им невдомек, что они оба похожи на одно из лиц Пикассо. И что из этого ничего не вытекает. Наш знак, рисованный Юрой Гордоном — это одновременно и месяц и солнце — символ белых ночей — день и ночь в одном флаконе».
Скандал №5. Выставка «Сочи–2014»
Сатирическая выставка красноярского художника Василия Слонова на «Белых ночах-2013» вызвала массу противоречивых эмоций у посетителей «Белых ночей». Его полотна носили провокационный характер: матрешка-граната, топор, воткнутый в березу, из которой течет кровь, Чебурашка в виде монстра и многое другое. Всё это сопровождалось надписью «Welcome to Sochi 2014». Все эти работы не вызывали особой агрессии у пермяков, пока их не увидела спортивная элита, посетившая Пермь 5 июня в рамках «Огня Универсиады». Спортсмены были в бешенстве, на следующий день картины убрали. А спустя несколько недель провокация привела к увольнению галериста.