Вольные трактовки классиков – традиция для Оперного театра. Произведение, написанное в начале XIX века, без проблем легло на реалии второй половины XX. Над тем, чтобы сохранить оригинальный замысел Бетховена и внести свежесть в постановку работала целая команда профессионалов: художественный руководитель проекта «Опера/ГУЛАГ» Георгий Исаакян, режиссер Майкл Хант и музыкальный руководитель и дирижер Валерий Платонов.
Сюжет таков. Флорестант, выступавший против тирании начальника тюрьмы Пизарро, сам был заточен в темницу, где его ждала гибель без суда. Леонора, жена Флористанта, переодевается в мужскую одежду, называет себя Фиделио и нанимается в тюрьму надзирателем, чтобы спасти возлюбленного...
У ворот бывшего лагеря для политзаключенных зрителей встречает толпа женщин, стенающих о потерянных мужьях. Охрана постоянно прикрикивает на посетителей «пошевеливайся!», «не задерживайся!» Публика, не привыкшая к такой бесцеремонности, начинает ежиться и мысленно примерять на себя зековскую робу.
Зрители расступаются - приехал начальник тюрьмы, сам Пизарро, на «Волге» цвета морской волны. Отважная Леонора в доспехах и с мечом в руках идет через толпу зрителей спасать любимого. Появляется человек в арестантской робе и начинает петь. А мужчина, размахивающий руками в такт музыке, оказывается дирижером хора. И ты уже не просто наблюдатель, а участник, такое же действующее лицо оперы.
По ходу действия артисты, зрители и оркестр мигрируют от площадки к площадке, начиная с жилых корпусов ГУЛАГа и продолжая рабочей зоной. В постановке занято почти полтысячи артистов. Зрителей намного меньше - каждый спектакль может посетить только 250 человек (по числу политзаключенных, содержавшихся в лагере). Увидеть уникальную оперу «Фиделио» можно до 11 июля.
Смотрите также:
- «Дягилевские сезоны»: нынешний фестиваль последний под руководством Исаакяна →
- Жители Перми услышат раритетные произведения Дмитрия Шостаковича →
- Последняя «Чайка» в сезоне →