Пермь, 4 июля – АиФ-Прикамье, Владимир Зоркий. Балеты на музыку двух малоизвестных произведений великого советского композитора Дмитрия Шостаковича (1906-1975) будут поставлены в Пермском театре оперы и балета им. П. И. Чайковского. К работе над ними в будущем сезоне приступит главный балетмейстер труппы Алексей Мирошниченко. Партитуры коллективу доверила вдова автора. Речь идет о музыке для эстрадно-циркового представления «Условно убитый» (1931) и опере-буфф «Оранго» (1932).
«К нам обратилась вдова композитора (Ирина Антоновна – прим. ред.) и предложила воплотить на сцене произведения, что практически не ставились, – сообщил генеральный менеджер театра Марк де Мони. – Художественный руководитель театра Теодор Курентзис, в свою очередь, доверил их Алексею Мирошниченко. Это громадное событие для нас. Предполагаем открыть этими произведениями следующий Дягилевский фестиваль».
Главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко поставит на музыку этих произведений два балета с участием вокальных групп.
Опера «Оранго» осталась не оконченной композитором. Партитура написанных фрагментов считалась утерянной, пока не была обнаружена в архиве московского Государственного музея им. М. И. Глинки в 2004 году. Шостакович работал над ней, когда ему было 26 лет. Планировалось, что это будет сатирическая опера, премьеру которой предполагалось сыграть к пятнадцатой годовщине Октябрьской революции. Над либретто работал Алексей Николаевич Толстой в сотрудничестве с литератором Александром Старчаковым. Оранго зовут главного героя – результат биологического эксперимента, помесь человека и обезьяны; имя, производное от «орангутанг». Он живет в человеческом обществе, работает журналистом и шпионом, а потом попадает в цирк в молодой Стране Советов.
Однако авторы по ряду обстоятельств, доподлинно не известных, не дописали текста. Шостакович, одновременно погрузившийся в ту пору в работу над оперой «Леди Макбет Мценского уезда» (во второй редакции «Катерина Измайлова»), тоже отложил ноты да так всерьез за них больше и не сел. Позднее некоторые темы и мотивы «Оранго» композитор использовал в других произведениях. В итоге впервые музыка «Оранго», оркестрованная, была исполнена в 2011 году в Лос-Анджелесе филармоническим оркестром под управлением финского дирижера Эсы-Пекка Салонена. В Москве же в первый раз прозвучала уже в марте 2014 года в исполнении лондонского оркестра, дирижировал тот же маэстро.
«Условно убитый» был поставлен в СССР единственный раз в Ленинградском мюзик-холле в 1931 году, за рубежом впервые сыгран в Швейцарии в 2013 году под заглавием Der Fall YY («Дело YY») в рамках фестиваля.
Премьера балетов на музыку обоих произведений на пермской сцене назначена на 23 мая 2015 года, ею должен открыться 9-й Дягилевский фестиваль.
Также в предварительных планах на него – фантазия-«инсталляция» маститого режиссера Ромео Кастелуччи на музыку «Весны священной» Игоря Стравинского. На закрытии 3 июня прозвучит Пятая симфония Густава Малера.