Весной и летом этого года в центре Перми (ул. Горького, 10-12) археологи, проводившие раскопки на месте, где планируется построить новое здание, обнаружили клад из серебряных монет.
Изучив их и фундаменты некогда стоявших на участке зданий, а также архивные документы, специалисты пришли к удивительным выводам.
Монеты с секретом
Часть монет, обнаруженных археологами в тайнике под фальшполом в подвале одной из старинных построек, сцепилась в плотный комок. Находку отправили в лабораторию, почистили и изучили. Первоначально монеты датировали 1922-1927 гг. Когда экспертам удалось разделить спекшиеся (скорее всего, во время пожара) деньги, оказалось, что некоторые – дореволюционные. Их изготовили в период, охватывающий время от эпохи Петра I до Октябрьской революции.
Клад содержит 59 монет Российской империи и 95 советских – эпохи НЭПа (1921-1926 гг. чеканки). Исследователей очень заинтересовали те, что с двойным номиналом, указанным и в рублях, и в злотых. Видимо, они были в ходу на польской территории, входившей в состав царской России.
Монеты 1924 г. оцениваются в основном в 3-10 тыс. руб. Но в их числе есть уникальные: с изменёнными пропорциями окон завода, более изогнутыми складками фартука и крупными сапогами рабочего на изображении. Их стоимость по оценке коллекционеров и нумизматов начинается от 700 тыс. руб. Схрон сделали предположительно в 1930-х гг.
В поисках хозяина
После большого пожара, который произошёл в 1842 г., участок принадлежал одной семье. Со временем там построили большой дом. Когда произошла Октябрьская революция, одну его часть продали и позднее сдавали в аренду. Вторую – муниципализировали. Она относилась к коммунальному товариществу под председательством заведующего домом архитектора Фёдора Морогова. Специалисты уверены, что это был знаменитый автор построек в стиле конструктивизма.
«В их числе знаменитый Дом одиночек – гостиница «Центральная». В ней во время эвакуации жили балерина Галина Уланова, гипнотизёр Вольф Мессинг. В её номере Арам Хачатурян написал «Танец с саблями», а Сергей Прокофьев сочинил партитуру к балету «Золушка», – говорят исследователи.
Мог ли клад принадлежать известному архитектору? Ответа на этот вопрос пока нет. Но такая возможность не исключается. Сейчас исследователи продолжают выстраивать хронологическую цепь событий, выясняя, как и когда перестраивался квартал.
«Но мы уже можем говорить о том, жильцам какого этажа здания принадлежал клад. Там было две двери. Одна (которая находилась ближе к центру дома) вела на первый этаж. На второй был отдельный вход. Получается, что разными этажами владели разные люди, – рассказывает Геннадий Воженников. – Клад нашли под полом подземного ледника (старинный холодильник), вход в который был под входной группой второго этажа. Это интересный нюанс».
«Наша задача максимально способствовать тому, чтобы монеты как можно быстрее оказались в музейных витринах», – сообщила директор Пермского краеведческого музея Татьяна Вострикова.