Котел страстей. Атаман Аленин: разбойник или царев слуга?

Сама за себя говорит явно не славянская внешность героя. © / АиФ

   
   

По одной из версий он наш земляк Аленин, по другой – выходец с Дона. Традиционная точка зрения такова: примкнув к «бунташной вольнице», Ермак грабил волжские караваны, затем, убоясь монаршего гнева, с несколькими сотнями себе подобных бежал на Каму, где стал наемником «именитых людей Строгановых».

Что в имени твоем?

Изучение летописей и архивных документов позволяет заявлять об ином. Казаки, и среди них Ермак, несли сторожевую (пограничную) и разведывательную службу, патрулировали пути-дороги, охраняли обозы, доставляли важные государственные послания, участвовали в боевых действиях, в частности, в Ливонской войне, Казанском взятии.

Предание гласит, что Ермак, переодевшись в татарскую одежду, проник в осажденную Казань, «все высмотрел-выспросил». Из этого следует, что атаман имел соответствующую внешность и в совершенстве владел татарским языком. В ходе Сибирского взятия наш герой вел переговоры с татарскими ханами, мурзами и амирами без переводчика. Весомое подтверждение тому – Кунгурская летопись. Согласно ей казачий предводитель выглядел так: «Плосколиц, брадою черен, власы прекудряв, росту среднего и плечист». И, наконец, имя, а может быть, прозвище. Слово «ермак» (котел), так же, как «казак», «атаман», «есаул», «курень», «кош» и еще множество других из казацкого лексикона, имеет татарское (и шире – тюркское) происхождение. Ермакай, Ермак – приятельски-сокращенное обращение от Ермухаммед. Итак, Ермак скорее всего татарин, что в корне меняет сложившиеся представления о характере грандиозных событий, развернувшихся на просторах Урала и Сибири. 

По секретному приказу

Ермак и значительная часть его дружины вступили в схватку с Кучумом, будучи «государевыми служилыми людьми», выполняя высочайшее строго секретное повеление. Случись поражение, у России не возникло бы дипломатических осложнений с еще куда как не слабыми «постордынскими» соседями, никакого ущерба не понес бы престиж государства. Где-то в глухомани побили ватагу «воровских» казачишек? Ну и поделом им, а мы здесь ни при чем. Тактика эта неоднократно применялась и до, и после Ермака. Совсем недавний пример – генерал-майор Василий Лунев; из пермского военкома – в министра обороны Южной Осетии, и обратно. 

Казаки предпочли искупить вину, нежели «показнены быти». Возник некий прообраз штрафбата, возглавил который человек особо доверенный, обладающий полководческими дарованиями, способный держать сорвиголов в ежовых рукавицах. Подобная практика существовала и в других странах. Когда Колумбу не удалось набрать нужное количество моряков для путешествия в «Новый свет», экипажи каравелл доукомплектовали условно амнистированными зеками. 

Наши татары

Уникальный документ хранится в Российском Государственном архиве древних актов: посланная в 1595 г. от имени царя Федора Ивановича фактическим правителем России Борисом Годуновым (тоже, между прочим, татарином) хану Тевкелею, а с ним всей «козатцкой орде», грамота о «пожаловании и принятии их под царскую руку». Документ содержит следующие строки: «А как нам изменил Кучюм, царь сибирский, и мы за его неправды посылали на него рать свою и его с юрта наши люди согнали». Наши! Следует учесть: Кучум являлся агрессором не только по отношению к русским. Пришелец из Бухары, он, опираясь на иноземные войска, сверг законную местную татарскую династию, узурпировал власть, обложил население тяжелой данью. 

   
   

Кучумовы рати разоряли татарские, башкирские и коми-пермяцкие селения, захватывали и жгли поселения по Чусовой, Сылве, Косьве, Каме. Пал Соликамск, еле-еле отбились от незваных гостей защитники Чердыни. Ермака же – близкого по крови и русским, и инородцам – величали избавителем. Летописец приводит обращение отважного атамана: «Слыхали, братия, сами, колико зла сотвориша салтан Кучум… Пермской земле, государевым градам запустение и православным христианам посечение и пленение великое». 

Смущает акцент на «православных христианах»? Но ведь, во-первых, к тому времени многие татары были крещены, во-вторых, ермакова рать была разноплеменна и веротерпима. Без различия вероисповедания ставилась задача защиты населения в царском указе: «…крепости им (Строгановым. – Авт.) поделати и снаряд вогненной и пушкарей и пищальников и сторожей от Сибирских и от Ногайских людей держати… Остяков и вогулич и югрич и с жены их и дети от Сибирцев от ратного походу беречи, … собирая охочих людей и остяков и вогулич и югрич и самоед со своими наемными казаки и с нарядом своим посылати воевати…» 

Инородческие, в частности татарские, формирования, являясь составной частью вооруженных сил России, внесли весомый вклад в охрану Прикамья, его развитие. Более 400 лет назад мурза Култай Шигирев, возглавлявший юрт служилых татар, основал селение Култаево, а его дети и внуки, наряду с русскими поселенцами и «новопришлыми», – Кояново, Касимово, Верхние и Нижние Муллы. То есть, по большому счету, инфраструктуру будущего города Перми.

Смотрите также: