Изобретатель из 3 «а». Пермская школьница получила награды в Индонезии

Даша со своим изобретением. © / Даша Шейнина / Из личного архива

«Поняв, что Дашин диабет – это на всю жизнь, мы с мужем сказали себе: «Люди живут без ног, без рук, а тут только поджелудочная железа не работает. Всё не так страшно»», - признаётся мама девятилетней Дарьи Шейниной.

   
   

Как там у Агнии Барто, помните? «Драмкружок, кружок по фото. Хоркружок – мне петь охота. За кружок по рисованью тоже все голосовали». Третьеклассница-отличница пермской школы № 93 Даша Шейнина - копия той самой Лидочки. И рисует, и танцует, и в мультстудию «Анимашка» ходит, и английским занимается. А поскольку школа, в которой она учится, реализует инновационную программу «Политехническая школа «Фотоника», то технические кружки – это само собой: 3D-рисование, 3D-моделирование и прототипирование, робототехника.

Недавно Даша вернулась из Индонезии. На проходившей в Джакарте Международной выставке молодых изобретателей IEYI – 2019 она получила три спецприза – от делегаций Японии, Филиппин и Малайзии.

Даша представила своё изобретение в Индонезии. Фото: Из личного архива/ Даша Шейнина

Путь к адаптеру

Вспоминая, как одноклассники провожали её в эту экзотическую страну, она смеётся:

«Просили привезти им сушёных кузнечиков. Но я видела там только таракана. Огромного, с мамину ладонь. Он полз по земле, когда мы с мамой гуляли. Ужасно боюсь всяких насекомых, поэтому мы убежали в отель. А ребятам я привезла из Индонезии конфеты. С иероглифами на фантиках. Очень вкусные».

У Даши отношения со сладостями особые. Понемногу ей можно всё, даже конфеты и тортик. Но надо не забывать измерять сахар в крови и вводить дополнительный инсулин после еды. Сахарный диабет 1 типа - это значит, что инсулин, транспортирующий глюкозу в клетки, Дашина поджелудочная железа не вырабатывает. И без подачи его извне глюкоза, скапливаясь в крови, грозит критическими последствиями.

С шести лет девочка круглосуточно живёт с инсулиновой помпой, своего рода насосом, подающим необходимый инсулин под кожу. Маленькая коробочка в вязаной сумочке через плечо почти незаметна окружающим. Но провод катетера довольно длинный. Он часто запутывается. А если вдруг зацепится за что-то и его резко дёрнуть, то можно получить и травму.

   
   

«У меня был такой случай, - рассказывает Дарья. – Мы баловались с мамой, она случайно зацепила рукой провод и выдернула иголку. Потом, конечно, всё обработали, поменяли, но было очень больно. И я стала думать, нельзя ли как-то решить эту проблему».

Поначалу Даше на ум пришла обычная рулетка: запустил в неё провод – и готово. Но девчушка быстро спохватилась: у рулетки один конец, а ей требуется два. Позже у папы на работе (он наладчик приборов на «Пермских моторах») увидела автоматическую катушку с кабелем. Идея понравилась, однако катушка была слишком большой и тяжёлой. И наконец – эврика! В кружке 3D-рисование девочка увидела длинный провод с маленькой коробочкой. Учитель пояснил, что это кабель USB.

Дальше Дашу было уже не остановить. Упросила родителей купить эту штуковину, вместе с папой разобрала её. В итоге появились два варианта адаптера к проводу катетера. Один – из готовых деталей, второй – из уникальных, сделанных самостоятельно с помощью 3D-ручки в школьных мастерских. Причём второй оказался почти в три раза дешевле.

Так родился проект, который принёс ей победу сначала на школьной конференции, а затем на городской, краевой, всероссийской. Как вишенка на торте – успех на международной выставке.

Медаль выставки изобретений. Фото: Из личного архива/ Даша Шейнина

Жить с диабетом

В начальных классах к творчеству тянутся многие дети. Жаль, не всем везёт с педагогами. К школе № 93 это не относится. Ростки технического творчества здесь пестуют в каждом ученике. Неслучайно одну из двух золотых медалей, завоёванных россиянами на выставке в Джакарте, получило изобретение одиннадцатиклассников из пермской 93-й школы Льва Лаврова и Олега Неволина.

Руководитель и помощник во всех проектах Дарьи Шейниной - её «классная мама» Ираида Ковальчук. Что же касается Индонезии, то без помощи социального партнёра школы, Пермской приборостроительной компании, эта поездка для Даши, которая не может ездить без сопровождения, просто не состоялась бы. А главная группа поддержки девочки - её семья.

«Дарька родилась в первый день весны, на два с лишним месяца раньше срока – так рвалась в мир, - говорит Ирина. – Несколько дней в реанимации она жила без имени – мы с мужем не могли выбрать между Дарьей и Таисией. Но стоило Диме увидеть её, как он сразу сказал: «Нет, это не Тая. Это Дарья, борец!»».

И началась борьба. Долгая борьба за то, чтобы догнать сверстников сначала по росту и весу, потом - по умению сидеть, ходить, говорить. А когда эти проблемы преодолели и дочка уже радовала родителей стихами, рисунками и игрой на скрипке, неожиданно возникла новая: сахарный диабет как осложнение после ветрянки и ОРВИ.

Каково это – убедить четырёхлетнего ребёнка, что без уколов инсулина теперь никак (до использования помпы их приходилось ставить по семь-восемь в сутки), поймут, наверное, лишь мамы таких детей. Ирина ушла с работы, полностью посвятив себя дочери. Не только её лечению, но и образованию, развитию способностей.

«Как показывает практика, люди с диабетом, соблюдая соответствующий образ жизни, ничем не отличаются от других людей, - поясняет Дмитрий. – Что толку искать виновных в случившемся? Так получилось. Главная наша задача сейчас – научить дочь жить с её заболеванием правильно».

Семья ведёт активный образ жизни. Фото: Из личного архива/ Даша Шейнина

В их небольшой двухкомнатной квартире кругом следы этой жизни: шведская стенка и кольца, мольберт с незаконченной акварелью, балетки для танцев, поделки из мягкого пластика в технике 3D-рисования. А ещё внушительная коллекция медалей и две папки дипломов и грамот, полученных Дашей на различных конкурсах, соревнованиях, конференциях.

Котопёс от Даши

Самые яркие впечатления Дарьи от Индонезии – сама выставка, где все участники представляли свои изобретения и отвечали на вопросы по-английски, и поездка в сафари-парк, где на воле гуляют тигры, львы, жирафы и другие звери.

«В зоне кормления можно было открыть окно машины и покормить кого-нибудь. Мы кормили бегемота. Сначала никак не могли закинуть морковки ему в пасть. Но потом стали замахиваться ими, как дротиками (вот он -  технический склад ума! – Авт.) – и получилось! - не скрывает она восторга».

Несмотря на 35-градусную жару, к концу второго дня выставки Даша охрипла. Ещё бы: вставала у стенда в 9 утра и практически не отходила от него, непрерывно с кем-то общаясь, до 17 часов. Хорошо, мама была рядом: измеряла сахар в крови, кормила, старалсь чем-то помочь. В ситуации с горлом, например, выпросила у делегации Тайваня мятные конфеты: «Спасайте: ребёнок охрип!»

На выставке в Индонезии. Фото: Из личного архива/ Даша Шейнина

А папа волновался за умницу и красавицу в снежной Перми. И по возвращении встретил гречневой кашей. Как иначе, если она звонила оттуда: «Папочка, хочу гречку с тушёнкой. Как на даче, на костре. Соскучилась по нашей еде».

Сейчас Даша ждёт патент на своё изобретение, позволяющее регулировать длину провода катетера инфузионной системы инсулиновой помпы от 0,5 до 80 см. Планирует и дальше его совершенствовать. Хотя на пару со школьной подружкой Викой уже работает над новым проектом, тему которого называть пока не хочет.

Зато на вопрос, кем собирается стать, отвечает с лёгкостью:

«Телеведущей передачи о путешествиях. Или архитектором. Хочу сделать отель в форме котопёса. Кто-то будет жить у него в голове, кто-то – в его теле, кто-то – в хвосте. В голове номера будут самые дорогие, потому что вид из них самый красивый».

С творениями великого Гауди Даша пока не знакома, но обожает другого великого итальянца – Амедео Модильяни. Она вообще любит читать про художников, рассматривать репродукции их картин. Оказавшись впервые в Третьяковке, бегала по залам в состоянии эйфории от узнавания полотен: «О, Серов! О, Шишкин! О, Айвазовский!» Но Модильяни у неё на первом месте:

«Потому что это своеобразно, не похоже на других. А ведь это главное, правда?»

Смотрите также: