Куда едем? Как изменится транспортная система

В планах властей перенести автовокзал из центра города вплотную к железнодорожному вокзалу, чтобы сделать единый транспортно-пересадочный узел. © / Софья Штин / АиФ

Перевернулся, упал в кювет, загорелся, сломался: всё это происходит с автобусами, которые перевозят пассажиров из пункта А в пункт Б в крае. Чтобы прикамцы ездили без опасных приключений, в регионе разработали транспортную реформу. Поможет ли она исправить ситуацию?

   
   

Вверх колёсами

Чтобы понять, зачем нужно менять систему пассажирских перевозок, достаточно хотя бы иногда ездить по региону. Да, попадаются не очень плохие, хотя всё-таки и не самые «молодые» автобусы. И, к счастью, их становится больше. Но нередко людей перевозят «пенсионеры», из которых чудом болты не сыплются.

Вот что происходит с таким транспортом: 21 июля 2019 году автобус с пассажирами загорелся на трассе Пермь-Чусовой. Одна из пассажирок в соцсетях рассказала, что до приезда пожарных его тушили водители проезжающих автомобилей. При этом пассажирам рейса пришлось вновь платить деньги за проезд, чтобы доехать до пункта назначения на попутных автобусах. Говорят, что это уже не первое ЧП на трассе с этим автобусом.

Часто автобусы попадают в ДТП. В этом случае проблема кроется не только в техническом состоянии, но и в навыках водителей. Совсем недавно, 4 октября, автобус с пассажирами, среди которых был ребёнок, перевернулся на трассе Кудымкар-Пожва. Водитель не справился с управлением, съехал в кювет и перевернулся. К счастью, в том ДТП никто не пострадал. В отличие от ещё одной аварии, которая произошла чуть раньше. 25 сентября пассажирский автобус перевернулся на дороге Кукуштан-Чайковский. В ДТП пострадала пассажирка, её отвезли в больницу.

На автобусе – в больницу

Сейчас в крае курсируют 460 автобусов на 170 маршрутах. Годовой пассажиропоток превышает 13 млн человек. Жители края постоянно жалуются на качество услуг, которые предоставляют перевозчики. Среди основных претензий, помимо низкого качества подвижного состава, – отсутствие маршрутов на востребованных направлениях, запредельные цены на проезд (особенно это касается удалённых территорий), отсут­ствие нормальных остановочных комплексов, автостанций.

«В следующем году планируем приобрести 50 новых автобусов, пассажиропоток должен вырасти на 600 тыс. человек, – говорит министр транспорта Пермского края Николай Уханов. – Новый транспорт передадим либо муниципальным предприятиям, либо будем специально создавать краевое предприятие. Ещё один болезненный вопрос – это тарифы. По федеральному закону тариф на пассажирские перевозки не регулируется, поэтому перевозчики зачастую завышают цены на проезд. Новая схема предполагает установление в регионе единого тарифа. И его мы будем контролировать».

Выгодно ли будет перевозчикам работать по тарифу, установленному властями? Чиновники утверждают, что финансовый вопрос для предпринимателей будет не на первом месте.

   
   

«Новая модель предполагает, что перевозчику вообще не нужно будет думать о том, сколько людей он провёз и как собрать деньги. Его задача – предоставить нормальный автобус и хорошего водителя, который будет обеспечивать безопасность пассажиров и соблюдать график. Плата за проезд уйдёт в бюджет, и уже оттуда перевозчик получит деньги. В некоторых территориях тариф будет полностью покрывать затраты, а в удалённых мы будем его дотировать», – пояснил губернатор Пермского края Максим Решетников.

По словам директора института транспортного планирования «Российская академия транспорта» Михаила Якимова, что касается маршрутов, то изменений не так уж и много.

«Транспортная система, как оказалось, не так плохо выстроена, – считает Михаил Якимов. – Одно из главных позитивных изменений в том, что над разработкой маршрутной сети мы работали вместе с Минздравом и связали регулярным автобусным сообщением территории, где находятся ФАПы и местные больницы, куда в первую очередь госпитализируют пациентов. Что касается цен: главное – посчитать, какие затраты есть у перевозчиков, чтобы установить адекватный тариф».

А потратиться перевозчикам придётся. Автобусы должны быть не старше десяти лет, их экологический класс должен соответствовать высокому стандарту «Евро-5». Это недёшево. И не все частники на это пойдут. В итоге самое главное, чтобы затраты всё-таки не легли на плечи пассажиров.

Кстати

До 2022 года в крае должны появиться 15 новых маршрутов. В 2020 году начнут курсировать семь из них: Кунгур – Октябрьский, Кунгур – Уинское, Кунгур – Суксун, Кунгур – Ашап, Губаха – Гремячинск, Чернушка – Оса, Барда – Оса. До 2022 года также планируют построить несколько новых автостанций, которые будут включать в себя кассы, залы ожидания, точки мелкорозничной торговли, туалеты, Wi-Fi, розетки для зарядки электронных устройств и т. д.

Смотрите также: