Марат Гельман приглашал маргиналов сфотографироваться с мамонтом на открытии выставки «Музей пермских древностей»

Организаторы очень старались оправдать название «Музей» и сумели придать событию подобающую торжественность. На открытие пригласили представителей научного сообщества, в основном из Москвы, Екатеринбурга и Новосибирска. Элита палеонтологической науки приглашение оценила и не забыла похвалить работу местных музейщиков.

   
   

Как написал в своем блоге Марат Гельман:

- «В адрес Перми прозвучала масса лестных слов.Так, Алексей Лопатин, заместитель директора по научной работе Палеонтологического музея им А.А. Борисяка, прямо назвал происходящее в Перми «научной сенсацией». Заведующий Зоологическим музеем Института экологии растений и животных Павел Косинцев признался, что «испытывает зависть», так как подобного музея в его родном Екатеринбурге нет. А директор Государственного Дарвинского музея Анна Клюкина высказала уверенность в том, что «выставка обречена на успех».

Немаленькая и по площади (800 кв. метров), и по количеству представленных экспонатов (более 600-сот), и главное - необъятная по временному отрезку (экспозиция охватывает период: «с момента появления первых живых организмов до современности, интервал времени от докембрия до четвертичного периода»), выставка была усилена целым рядом современных музейных фишек. Слово «интерактивный» из уст организаторов и VIP-гостей мероприятия звучало не реже, чем «палеонтологический». Еще бы, ведь любой посетитель выставки смог потрогать руками кости ископаемых животных, сфотографироваться с «настоящим» мамонтенком Петей, принять участие в раскопе, посмотреть и послушать мультимедийные программы, и даже посетить детскую игровую зону.

Торжественное событие не обошли вниманием и первые лица Пермского края.  Олег Чиркунов, Игорь Шубин и Борис Мильграм, «интерактивно» надев железнодорожные фуражки, лично открывали «музей древностей».  Официальную церемонию решили провести на улице. Однако не учли, что исторически речной и железнодорожный вокзалы в Перми - место скопления бомжей, а не культурной элиты.  Еще во время монтажа декораций рядом неоднократно появлялись некие маргинальные элементы и отдельные представители кавказских народов из расположенных неподалеку кафе. А один из нетрезвых обитателей этих мест в самый разгар мероприятия пробрался к сцене, рискуя испортить праздник культурной столицы. Правда, находиться долго рядом с VIP'ами ему не разрешила охрана.

Стражи порядка в день открытия попались крайне суровые, даже не пожелали впускать посетителей в выставочные залы. Разруливать ситуацию пришлось присутвовавшему здесь же Марату Гельману, который максимально корректно попытался объяснить не в меру ретивым охранникам, что  «Музей пермских древностей» - выставка для всех горожан.

После того как двери, наконец, открыли, Пермь-I впервые за последнее десятилетие наполнилась небывалым количеством посетителей. Сотни пермяков отправились по «Тропе эволюции», именно  так назвали организаторы художественное воплощение идеи развития живого мира планеты Земля на протяжении сотен миллионов лет. Всего несколько десятков метров вместили в себя историю эволюции, представленную 6-ю сотнями экспонатов. Одна часть - окаменелости и их копии - привезена из Палеонтологического института РАН, вторая – уникальные находки из фондов Пермского краевого музея: ящеры из знаменитого Ежовского местонахождения (Пермский край) и ископаемые растения и насекомые пермского периода из всемирно известной Чекарды (Пермский край).

   
   

Рядом с раритетами - и современные муляжи - слепки ископаемых динозавров. Эспонаты, по мнению нучных сотрудников музея, не менее ценные, ведь именно они позволяют посетителю, далекому от палеонтологической науки,  представить, «живьем» как выглядело то или иное древнее животное.

Но звероящеры и окаменевшие насекомые не смогли затмить центральное событие выставки - возвращение мамонта. Того самого, что был найден весной 1927 года в Верещагинском районе Пермской области. Более шести десятков лет он выставлялся в Пермском краеведческом музее. А три года назад в 2007-м был отправлен на реставрацию. Все работы по восстановлению гиганта проводились в Новосибирске. Там почти 6 месяцев кости подвергали химической обработке, снимали лак, олифу и гипс, чистили бивни, проклеивали череп.

Домой мамонт вернулся в блестящей форме, в самом прямом смысле. Теперь его бивни покрыты специальной смолой, которая не только придает им особый золотистый цвет, но и предохраняет на десятки лет от любых атмосферных воздействий. Рядом со своим огромным собратом - еще однва потенциальная звезда «Музея пермских древностей» - мамонтенок Петя, сфотографироваться с которым может любой посетитель выставки.

В здании вокзала «пермские древности» останутся на два месяца. Дальнейшая судьба выставки с громким названием «Музей», похоже, пока не определена. Предполагалось, что уникальное собрание «древностей», уже готовое и представленное публике, поможет сдвинуть с мертвой точки вопрос о судьбе самого ж/д вокзала. Даже открытие было приурочено ко дню рождения здания - 24 сентября Перми-I исполняется 132 года. Памятник архитектуры федерального значения уже давно находится в аварийном состоянии, а в 2004-м здесь начался капитальный ремонт, который пока не завершен.

На церемонии открытия выставки первые лица края и города не раз упоминали о том, что здание Перми-I идеально подходит для музея. Тем не менее официальных заявлений о судьбе памятника архитектуры сделано не было. Лишь министр культуры и массовых коммуникаций Пермского края Борис Мильграм напомнил собравшимся, что  «старые вокзалы часто превращаются в музеи. Вокзал возник в России как «вокальный зал» — место культуры. Я думаю, что это здание очень правильное для музея». 

После закрытия выставки 15 октября коллекция Палеонтологического института РАН вернется в Москву. Пермская же часть «древностей», а это около трех сотен экспонатов, по предварительной информации, должна перебраться в здание Пермского краевого музея на Сибирской и войти в экспозицию отдела природы.

Смотрите также: