Ну, я не знаю, как порядочные люди – они за тех. И я тоже за тех, - пенсионерка Нина Петровна из Лысьвы смотрит на нас с недоумением.
Нина Петровна не может ответить на вопрос, удобно ли ей во время избирательной кампании, просто потому, что не понимает – а как это удобно, а зачем должно быть удобно? Зачем нужен автобус, можно ведь и пешком пройти пять километров, зачем отсутствие административного ресурса, ведь и так ясно – без листовок и ТВ-агитации, что «порядочные» - пойдут голосовать «за тех», а «непорядочные» - «за этих».
Правда, кто они - «те» и «эти» - Нина Петровна пока не определилась, даже фамилии кандидатов вспоминает с трудом. В одном уверена – на выборы придет. Потому что выборы – это серьезно, потому что почетный ветеран завода, и потому что пенсию «платют», и дочки хорошие, и внуки не курят и не пьют. Именно поэтому придет, потому что, по ее собственным словам, она добросовестная.
Молодая мама Любовь Николаевна тоже собирается прийти на выборы. У нее своя причина – моральный долг перед кандидатом «Х». Именно его агитаторам она пожаловалась на хулиганов. Район ветхого жилья Госстрой давно считается в городе неблагополучным, а в последнее время совсем на улицу с коляской не выйдешь, - говорит Любовь Николаевна.
Агитаторы обещали помочь, и, на самом деле, через пару-тройку дней в районе появились люди с красными повязками на рукаве, которые следят за общественным порядком. Теперь только за этого кандидата голосовать буду, да и весь наш Госстрой за него пойдет, - рассказывает молодая мама, - уж очень нужны нам дружинники, а он теперь за них в ответе.
Мы не проводили опроса общественного мнения, и эти высказывания жительниц Лысьвы не могут претендовать на объективность. Почетного ветерана Нину Петровну и молодую маму Любовь Николаевну мы встретили на городском рынке и выбрали их из толпы исключительно по возрастному признаку – до 30-ти и после 60-ти. Обе эти женщины, считающие себя типичными лысьвенками, уверены, что избирательная кампания в городе и районе идет «как надо», то есть нормально.
А вот члены Гражданского жюри, считающие, что представляют точку зрения обывателей, с мнением покупательниц городского рынка не согласны категорически.
27 сентября в Лысьве в рамках проекта «Гражданский мониторинг выборов: преодоление общественного невроза», который проводит пермский Центр ГРАНИ, прошло заседание Гражданского жюри. Его члены обсудили начало избирательного процесса в Лысьвенском районе на довыборах депутата Законодательного собрания Пермского края в избирательном округе № 18.
Жюри было сформировано из представителей различных слоев населения – работники социальной сферы, предприниматели, чиновники, представители СМИ, пенсионеры и даже один действующий депутат Земского собрания. Они должны были ответить на вопрос, считать ли начавшийся выборный процесс нормальным с точки зрения обыкновенного избирателя.
Формат напоминал заседание суда присяжных. Сначала 12 членов Жюри заслушали «свидетелей». В их роли выступили председатель территориальной избирательной комиссии Лысьвенского муниципального района Алексей Штейников и известные пермские политологи профессор Олег Подвинцев и координатор Пермского представительства Ассоциации «Голос» Виталий Ковин. После члены Жюри удалились в комнату заседаний, где в закрытом режиме обсудили ситуацию с началом выборов депутата.
Вердикт огласил председатель Дмитрий Матосян: «Запуск избирательного процесса в Лысьвенском районе в 2010 году считать ненормальным». За это проголосовали восемь человек, трое были против, один воздержался.
В комментарии к вердикту члены Гражданского жюри, обозначили пункты, по которым предвыборную кампанию по округу №18 нужно считать ненормальной:
- использование административного ресурса,
- некорректность ведения предвыборной агитации,
- неравноценность прав кандидатов,
- отсутствие заинтересованности власти в явке избирателей,
- давление власти на мнение избирателей.
Характерно, что точно такой же вердикт с той же разницей голосов (8 + 3 + 1) неделю назад вынесло Гражданское жюри в Кудымкаре, где предстоят выборы главы Кудымкарского муниципального района. «Ненормальность» избирательного процесса импровизированный суд присяжных обосновал следующим образом:
- плохо поставлена информация. Сообщения о выборах появляются только в одной газете тиражом около тысячи экземпляров, и не все имеют возможность ее приобрести.
- список кандидатов не ясен после снятия Александра Зырянова.
- использован административный ресурс в отношении неугодных кандидатов.
- непонятен ажиотаж по поводу хозяйственной деятельности, дороги, мол, не вовремя ремонтируют.
- Разные районы, разный формат выборов, совершенно разная ситуация – и одинаковый результат, - говорит руководитель проекта Константин Сулимов. – Есть те, кто высказался за «нормальность», аргументируя это тем, что все происходит, в общем и целом, законно. А другие считают, что одного закона недостаточно, для признания избирательного процесса нормальным, нужно еще что-то.
Использование административного ресурса оказалось едва ли не главной темой, которую обсуждали члены Гражданских жюри в Кудымкаре и в Лысьве. По мнению одного из лысьвенских заседателей, именно этот барьер становится непреодолимым для неугодных кандидатов, против которых «избирательно используют избирательные технологии».
Свидетели-эксперты призвали членов Жюри не драматизировать ситуацию.
Виталий Ковин:
- Все эти вещи, связанные с административным ресурсом, и люди, которые его создают, они боятся огласки. По результатам предвыборных кампаний прошлых лет у нас в крае даже были возбуждены дела по поводу действий руководителей от образования в некоторых районах за то, что они незаконно привлекали учителей к агитации в пользу некоторых кандидатов. Но эти дела появились только потому, что все было предано огласке. Других способов борьбы с административным ресурсом нет. Потому что как только факт нарушения становится общеизвестным, на него приходится реагировать и правоохранительным органам, и администрации.
Олег Подвинцев:
- Административный ресурс вполне можно перебить, он не является чем-то непреодолимым. На самом деле, этот ресурс, так же как и черный пиар, есть почти везде, а не только у нас в стране. Вопрос, можно ли этому противостоять? Можно. В нормальных условиях, когда есть конкурентная среда – можно. Когда этой конкурентной среды не хватает, нужно ее создать, у вас эти возможности есть».
Эксперты Центра ГРАНИ подчеркивают, что негативное отношение общественности к выборам – это лишь гипотеза. И вердикт Гражданского жюри не является обязательным или даже рекомендательным руководством к действию для органов власти. Но такая точка зрения на избирательный процесс существует, и ее придерживается определенная часть общественности.
Пока Гражданское жюри совещалась, мы вновь имели возможность пообщаться с посетителями Лысьвенского рынка. Светлана Комарова как и другие жители деревни Обманка-2 результат предвыборной кампании уже оценивают положительно. Именно благодаря кандидату в депутаты в деревне разобрали бесхозный дом, который уже давно вызывал негативные эмоции у местных жителей. Результат – налицо. Да и удобно – пожаловался кандидату и на тебе – дом снесли, народную дружину организовали. Самому-то народу не с руки, некогда, он в выборах участвует.
Смотрите также:
- Андрей Климов о ситуации в Крыму: «Пермяки не ощутят последствий» →
- Развод неизбежен? Как депутат прокладывает себе дорогу в будущее →
- Политическая «этнография» →