В преддверии Нового года, до которого осталось всего два месяца, цены безжалостно ползут вверх. Дорожают продукты из праздничного меню и всё, что можно преподнести в качестве подарка – особенно электроника. Пройдена ли уже точка невозврата? Что и в каком порядке будет расти в цене? Каких сюрпризов ждать в конце 2024 года? Об этом рассказала старший преподаватель кафедры экономики и финансов Пермского политеха Юлия Стародумова.
Сначала – маркетплейсы
Перед Новым годом происходит рост спроса, предложения и цен практически на все группы товаров. Как спланировать свои расходы, чтобы сэкономить?
Если раньше перед Новым годом офлайн-торговля по объёму продаж опережала маркетплейсы, то сейчас они догнали «конкурента», а по некоторым группам товаров даже опередили.
Будет спад?
В желании сэкономить пермяки стараются закупить всё необходимое заранее, оставляя напоследок только скоропортящиеся продукты питания. Когда и какие товары дорожают? Вернутся ли после этого цены на прежний уровень?
«В начале декабря начинают повышаться спрос и цены на автотовары. Снижается их стоимость после новогодних каникул. Во второй-третьей декадах декабря увеличивается стоимость услуг салонов и клиник красоты, фитнес-центров, бассейнов. Она остаётся на высоком уровне примерно до 10 января. В середине декабря дорожают аптечные товары, электроника, техника. Цены на эти группы товаров не падают до середины января.
Продукты питания активно дорожают в последние две недели перед Новым годом. После праздника идёт обратный процесс. Пик роста цен на парфюмерию, косметические и другие товары для красоты (в том числе шампуни, гели и т. д.) приходится обычно на конец декабря. К своим обычным значениям они возвращаются после праздников. Детские товары дорожают в последние числа декабря и резко падают в цене сразу после Нового года», – рассказывает эксперт.
«В розничных магазинах процесс начнётся с середины декабря. Маркетплейсы ожидают наплыва покупателей уже с начала ноября с пиком в чёрную пятницу. В лидерах продаж перед Новым годом, безусловно, товары с праздничной тематикой: украшения, посуда, аксессуары, костюмы, а также соответствующие продукты питания. Рост цен в это время демонстрирует и продукция, связанная с красотой и здоровьем. Увеличивается стоимость услуг фитнес-центров, бьюти- и массажных салонов, препаратов в аптеках».
Если перейти к продуктам, то многие из них уже значительно подорожали (вспомните сливочное масло по 196 рублей за пачку). Потому, считает эксперт, резких скачков цен ждать не стоит. Они будут увеличиваться непрерывно, но относительно плавно. Этому способствует и то, что все ритейлеры заранее готовятся к Новому году и формируют запасы на складах, начиная с ноября, и далее торгуют по имеющимся ценам, не завися от ситуации на рынке.
«Максимальное увеличение цен ожидается на игристые вина, рыбу, морепродукты, мясо (особенно мякоть говядины), фрукты, – рассказывает Юлия Стародумова. – При этом рост стоимости определённых продуктов питания стимулируем мы сами, покупая их из года в год для новогоднего стола. Цены поднимают прежде всего на те деликатесы, которые мы не позволяем себе ежедневно, а приобретаем по случаю. Причина – увеличение спроса».
Не ожидается значительный рост цен на социально значимые продукты. Всего таких 24 (говядина, свинина, баранина – кроме бескостного мяса, куры – кроме окорочков, мороженая неразделанная рыба, сливочное и подсолнечное масло, молоко, куриное яйцо, сахар, соль, чёрный байховый чай, пшеничная мука, ржаной и ржано-пшеничный хлеб, шлифованный рис, пшено, греча, вермишель, картофель, свежая белокочанная капуста, репчатый лук, морковь, яблоки). Дело в том, что за ценами на эти продукты должна следить Федеральная антимонопольная служба (ФАС), не позволяя сильно их повышать.
О причинах
Что помимо потребительского спроса влияет на динамику цен в магазинах?
«На мой взгляд, самый существенный фактор – повышение стоимости услуг. Они дорожают значительно быстрее, чем продукты или непродовольственные товары. Особенно заметно выросли тарифы на водоснабжение, водоотведение, электроэнергию, отопление. А, как известно, все коммунальные расходы производители и предприниматели перекладывают на нас с вами – покупателей. Масла в огонь в октябре добавляло ожидание повышения ключевой ставки до 21% Центробанком (это произошло 25 октября), что прогнозировали многие специалисты», – рассказывает Юлия Стародумова.
По словам эксперта, тем самым регулятор пытается перевести население с потребительской модели поведения к сберегательной, так как именно наше желание тратить деньги подстёгивает инфляцию, увеличивает дефицит на рынке и провоцирует рост цен.
«То есть удорожание товаров стимулируем мы с вами сами. Как только население перейдёт к модели сбережения и будет размещать деньги на депозите в банках, начнётся снижение темпов инфляции и роста цен», – говорит специалист.
Что с жильём?
Обычно перед Новым годом на рынке жилья отмечался значительный рост спроса. Люди стремились переехать до праздника, чтобы отмечать уже на новом месте. Как сейчас?
Вторичка младше 10 лет не растёт в цене, квартиры в домах более ранней постройки – дешевеют. Банки уже не дожидаются повышения ключевой ставки Центробанком и увеличивают ипотечные заранее. Сейчас это в среднем 26% годовых.
Условия кредитования по прежним ипотечным льготным госпрограммам ужесточили. А по новым (их появления ждали в октябре) нет никаких новостей. Возможно, они появятся в 2025 году, но будут для очень узкого круга получателей. Вторичка продолжит снижаться в цене. В следующем году коррекция цен может достичь 10-15%. Застройщики останутся при своём – на квартиры в новых домах цены вряд ли упадут.
В начале декабря будет ещё одно заседание ЦБ: ожидается, что ключевую ставку поднимут ещё на 1-2%. В результате до конца этого года ипотечные ставки будут только расти. Вероятно, они достигнут 30%. Это так называемые заградительные ставки. Мало кто отважится брать кредит по таким условиям. Разброс цен на жильё остаётся довольно большим. Если сравнивать вторичку и новые квартиры, разница достигает 30-40%, и она будет только расти».
Как ведёт себя потребитель?
Спрос предприятий на займы для поддержания текущей деятельности сохранился на прежнем уровне. Объёмы ипотечных кредитов, предоставленных как на рыночных условиях, так и по льготным программам, немного выросли после снижения в июле. Застройщики совместно с банками разрабатывают предложения, направленные на поддержание спроса на жилье. Заметное увеличение ставок по депозитам способствовало ускорению притока средств населения».