Искусство способно дать мощный эмоциональный толчок и вдохновение для решения экологических проблем, считают авторы проекта «Гусянка детская». Летом они провели творческие прогулки в долине одной из малых рек Перми, и признаются, что были поражены результатами.
Рассказываем, как детям прививают экокультуру через творчество.
Взглянули на пространство глазами детей
В микрорайоне Владимирском протекает Гусянка (левый приток Егошихи). Долина малой реки может быть комфортным местом для прогулок, занятий на природе и других активностей, однако далеко не все местные жители видят потенциал этой территории, считая её полузаброшенной и даже маргинальной. Но есть те, кто искренне любит Гусянку и хочет, чтобы её окрестности по достоинству оценили остальные.
Инициативная группа школьников и их родителей решила развеять стереотипы о долине реки и привлечь к ней внимание пермяков. Они решили организовать творческие экопрогулки. С проектом «Гусянка детская» активисты победили в конкурсе «Пермь – мастерская будущего», который проводит «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Заручившись поддержкой предприятия, они воплотили задуманное в жизнь.
«Можно сказать, что "Гусянка детская" – это продолжение проекта "Тайна маленькой речки Гусянки", который мы реализовали в 2020 году. Тогда мы со школьниками исследовали особенности реки, растительность и её обитателей. На этот раз мы решили ответить на вопрос, как можно полезно и интересно проводить время в долине, чем можно заниматься у водоёма и как ей помочь. Эти два проекта связаны между собой, но отличает их то, что в прошлый раз мы изучали реку глазами взрослых вместе с детьми, а сейчас решили посмотреть на пространство глазами самих детей», – поделилась руководитель проекта Альбина Рыбакова.
Эксперимент и импровизация
Экопрогулки, которые прошли в долине Гусянки, стали своего рода экспериментом. Это были не типичные экскурсии (когда гид даёт какую-то историческую справку о месте, а участники его слушают), а скорее импровизация. Присутствующие (дети и взрослые) взаимодействовали как друг с другом, так и с местом, в котором оказались. Как это было?
«Мы вместе знакомились с пространством и старались понять, что в нём можно делать, а чего нельзя. То есть участники могли немного расслабиться, пофантазировать, и в зависимости от идей, которые в них откликались, мы продолжали прогулку, – рассказала гид-экскурсовод Вероника Альянаки. – Например, на одной из экскурсий ребята строили башни из камней, играли с водой, а потом придумали выбрать дерево, у которого можно загадать желание. На другой экскурсии дети рисовали разрешающие знаки, предлагая разные варианты действий на этом месте (гулять с собакой, кричать и т.д.)».
Разумеется, формат экопрогулки предполагает «зелёный» подход: ненавязчиво в программу посещения долины Гусянки команда проекта вписала уборку пространства. Например, экскурсовод ребятам предлагалось на скорость собрать мусор. К делу дети приступали «без обязаловки» и с азартом.
«После экопрогулок дети сами к нам подошли и предложили просто погулять и прибраться в долине реки. Это их инициатива и желание, которое возникло после знакомства с этой территорией. То есть тот эффект, которого мы хотим добиться экопроектами, оказывается, очень легко добивается посредством творчества», – прокомментировала руководитель проекта Альбина Рыбакова.
От творчества к экологии
Проект «Гусянка детская» – иллюстрация того, что детям не обязательно прививать экокультуру через чёткие запреты и правила: «Здесь не мусори», «Там прибери». Эффективным инструментом формирования ответственного отношения к природе может стать творчество. Оно же меняет отношение людей (в том числе взрослых) к территории.
«Например, совершив экопрогулку по долине реки, ты начинаешь смотреть на неё новым взглядом, у тебя появляется позитивный эмоциональный отклик, который касается этого места. Оно начинает казаться родным, ты его как бы присваиваешь, и автоматически начинаешь о нём заботиться», – рассуждает продюсер кураторской группы «Край» Анастасия Шипицина.
По мнению Анастасии, благодаря творческому подходу долины рек могут превратиться в места притяжения. И здорово, что есть неравнодушные жители, которые заботятся о Гусянке.
В планах – не останавливаться
В инициативной группе проекта «Гусянка детская» – ученики трёх школ Перми от 7 до 14 лет: Доминика Рыбакова, Мария и Екатерина Садыковы из школы № 77, ученица школы № 82 Виктория Мутовина, Софья Маркова из школы № 44. В воплощении идей им помогали родители и друзья, а также творческая группа «Край», библиотека № 25 имени М. А. Осоргина, учебные учреждения.
Помимо экопрогулок с художникиками команда проекта провела мастер-классы для жителей микрорайона Владимирского в библиотеке, а теперь планирует установить интерактивный стенд-путеводитель, который будет предлагать посетителям долины интересные экоактивности для самостоятельных прогулок.
«А в будущем мы бы хотели провести на речке арт-резиденцию для местных подростков, чтобы узнать, что им нравится делать в долине малой реки Гусянки, и каким они видят будущее водоёма», – сообщила Альбина Рыбакова.