«Дети сами предложат прибраться». Как привить экокультуру через творчество

Один из проектов-победителей конкурса «Пермь – мастерская будущего» – «Гусянка детская» © / Альбина Рыбакова / Из личного архивa

Искусство способно дать мощный эмоциональный толчок и вдохновение для решения экологических проблем, считают авторы проекта «Гусянка детская». Летом они провели творческие прогулки в долине одной из малых рек Перми, и признаются, что были поражены результатами. 

   
   

Рассказываем, как детям прививают экокультуру через творчество.

Взглянули на пространство глазами детей

В микрорайоне Владимирском протекает Гусянка (левый приток Егошихи). Долина малой реки может быть комфортным местом для прогулок, занятий на природе и других активностей, однако далеко не все местные жители видят потенциал этой территории, считая её полузаброшенной и даже маргинальной. Но есть те, кто искренне любит Гусянку и хочет, чтобы её окрестности по достоинству оценили остальные.

Инициативная группа школьников и их родителей решила развеять стереотипы о долине реки и привлечь к ней внимание пермяков. Они решили организовать творческие экопрогулки. С проектом «Гусянка детская» активисты победили в конкурсе «Пермь – мастерская будущего», который проводит «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Заручившись поддержкой предприятия, они воплотили задуманное в жизнь.
Проект 2024 года – продолжение проекта «Тайна маленькой речки Гусянки» 2020 года Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

«Можно сказать, что "Гусянка детская" – это продолжение проекта "Тайна маленькой речки Гусянки", который мы реализовали в 2020 году. Тогда мы со школьниками исследовали особенности реки, растительность и её обитателей. На этот раз мы решили ответить на вопрос, как можно полезно и интересно проводить время в долине, чем можно заниматься у водоёма и как ей помочь. Эти два проекта связаны между собой, но отличает их то, что в прошлый раз мы изучали реку глазами взрослых вместе с детьми, а сейчас решили посмотреть на пространство глазами самих детей», – поделилась руководитель проекта Альбина Рыбакова.

Эксперимент и импровизация

Экопрогулки, которые прошли в долине Гусянки, стали своего рода экспериментом. Это были не типичные экскурсии (когда гид даёт какую-то историческую справку о месте, а участники его слушают), а скорее импровизация. Присутствующие (дети и взрослые) взаимодействовали как друг с другом, так и с местом, в котором оказались. Как это было?

Прогулки в долине Гусянки прошли в формате творческого эксперимента Фото: Из личного архивa/ Альбина Рыбакова

«Мы вместе знакомились с пространством и старались понять, что в нём можно делать, а чего нельзя. То есть участники могли немного расслабиться, пофантазировать, и в зависимости от идей, которые в них откликались, мы продолжали прогулку, – рассказала гид-экскурсовод Вероника Альянаки. – Например, на одной из экскурсий ребята строили башни из камней, играли с водой, а потом придумали выбрать дерево, у которого можно загадать желание. На другой экскурсии дети рисовали разрешающие знаки, предлагая разные варианты действий на этом месте (гулять с собакой, кричать и т.д.)».

   
   

Творческие прогулки по долине Гусянки стали своего рода экспериментом, импровизацией.

Разумеется, формат экопрогулки предполагает «зелёный» подход: ненавязчиво в программу посещения долины Гусянки команда проекта вписала уборку пространства. Например, экскурсовод ребятам предлагалось на скорость собрать мусор. К делу дети приступали «без обязаловки» и с азартом.

Во время творческих экопрогулок дети включали воображение: мусор превращался в горы сокровищ, а обычные камни становились арт-объектами Фото: Из личного архивa/ Альбина Рыбакова

«После экопрогулок дети сами к нам подошли и предложили просто погулять и прибраться в долине реки. Это их инициатива и желание, которое возникло после знакомства с этой территорией. То есть тот эффект, которого мы хотим добиться экопроектами, оказывается, очень легко добивается посредством творчества», – прокомментировала руководитель проекта Альбина Рыбакова.

От творчества к экологии

Проект «Гусянка детская» – иллюстрация того, что детям не обязательно прививать экокультуру через чёткие запреты и правила: «Здесь не мусори», «Там прибери». Эффективным инструментом формирования ответственного отношения к природе может стать творчество. Оно же меняет отношение людей (в том числе взрослых) к территории.

После экопрогулок дети сами предложили родителям прибраться в долине Гусянки Фото: Из личного архивa/ Альбина Рыбакова

«Например, совершив экопрогулку по долине реки, ты начинаешь смотреть на неё новым взглядом, у тебя появляется позитивный эмоциональный отклик, который касается этого места. Оно начинает казаться родным, ты его как бы присваиваешь, и автоматически начинаешь о нём заботиться», – рассуждает продюсер кураторской группы «Край» Анастасия Шипицина.

Дети автоматически начинают заботиться о территории, которую "присваивают".

По мнению Анастасии, благодаря творческому подходу долины рек могут превратиться в места притяжения. И здорово, что есть неравнодушные жители, которые заботятся о Гусянке.

В планах – не останавливаться

В инициативной группе проекта «Гусянка детская» – ученики трёх школ Перми от 7 до 14 лет: Доминика Рыбакова, Мария и Екатерина Садыковы из школы № 77, ученица школы № 82 Виктория Мутовина, Софья Маркова из школы № 44. В воплощении идей им помогали родители и друзья, а также творческая группа «Край», библиотека № 25 имени М. А. Осоргина, учебные учреждения.

Во время одного из мастер-классов участники собрали травяной гобелен из местных трав Фото: Из личного архивa/ Альбина Рыбакова

Помимо экопрогулок с художникиками команда проекта провела мастер-классы для жителей микрорайона Владимирского в библиотеке, а теперь планирует установить интерактивный стенд-путеводитель, который будет предлагать посетителям долины интересные экоактивности для самостоятельных прогулок.

«А в будущем мы бы хотели провести на речке арт-резиденцию для местных подростков, чтобы узнать, что им нравится делать в долине малой реки Гусянки, и каким они видят будущее водоёма», – сообщила Альбина Рыбакова.

Всего в 2024 году поддержку «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» получили 9 экопроектов Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Напомним:
«ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» проводит открытый конкурс школьных экологических проектов «Пермь – мастерская будущего» 18 лет подряд. В рамках конкурса каждый участник может предложить свою экологическую идею и довести её до практического воплощения. К участию приглашаются детские коллективы, созданные при школах и других организациях, а также авторские и семейные коллективы города Перми. Задача конкурса – поощрение детских инициатив по охране окружающей среды, пропаганда здорового образа жизни и популяризация экологических идей. За время существования проект вырос из районного до краевого.