Разработка конца 70-х гг. прошлого века на момент своего появления, как и много лет спустя, действительно оставалась венцом инженерной мысли авиаконструкторов. Тем более приятно, что сердцем этой уникальной машины стал пермский двигатель Д-30Ф6. В год 80-летия пермского моторостроения о той шедевральной разработке заводчане решили напомнить пермякам по-особенному. 6 июня в сквере на ул. Чкалова появилась новая достопримечательность: устремленный в небо МиГ на взлете.
Лебединая песня
В середине 60-х гг. прошлого века на вооружении наших вероятных противников появились новые образцы техники: крылатые ракеты, летающие на сверхмалых высотах, и другие типы оружия. Для защиты от новых угроз стране потребовались самолеты, способные контролировать воздушное пространство на широком фронте, во всем диапазоне высот. Для такого уникального самолета нужен был инновационный двигатель. И в 1970 г. Пермское МКБ под руководством прославленного конструктора Павла Соловьева приступило к разработке силового агрегата для истребителя-перехватчика. За основу взяли мотор от пассажирского Ту-134.
- Тема была архисложная, – вспоминает Виктор Чепкин, первый заместитель Соловьева и главный конструктор Д-30Ф6. – Завод тогда собирал в год около тысячи различных двигателей, и вписаться в плотный производственный график с пилотным проектом было очень непросто.
Серийно новый двигатель на заводе им. Свердлова начали выпускать в 1976 г. Спустя годы эксперты назовут разработку и внедрение Д-30Ф6 главным событием 70-х годов для моторостроительной площадки. А для Павла Соловьева эта силовая установка стала настоящей лебединой песней. Правда, как в той сказке про гадкого утенка, необходимость выпуска принципиально нового изделия пришлось доказывать с боями.
Двигатель создали из новых титановых, никелевых сплавов и высокопрочных сталей. А в процессе его разработки и доводки внедрили 52 изобретения! Мощные, надежные и экономичные двигатели Д-30Ф6 подарили новому истребителю возможность часами барражировать в небе, а при необходимости – быстро переходить на сверхзвук и атаковать цель.
Лисья гончая
Чем же еще уникален самолет? МиГ-31 может перехватывать и уничтожать воздушные цели на любых высотах, днем и ночью, в любых метеоусловиях. Группа из четырех самолетов эффективно «пасет» воздушное пространство протяженностью по фронту 800-900 км! С мая 1981 г. истребитель-перехватчик состоит на вооружении отечественных ВВС и, по мнению экспертов, его рано списывать в запас. Лет 20 еще прослужит точно.
- Вероятность уничтожения самолетом МиГ-31 крылатой ракеты, выпущенной откуда-нибудь с Северного полюса на Пермь, равна примерно 99,8%, – рассказывает Виктор Чепкин.
Скорость, с которой он может летать, потрясает: на форсаже она достигает отметки 3000 км/ч. Сверхзвуковой МиГ-31 стал первым советским боевым самолетом четвертого поколения.
До его появления американцы активно использовали «черных дроздов» – высотных скоростных разведчиков – для фотографирования территории СССР. Достать их было очень тяжело. Однако с этой задачей блестяще справился новый МиГ. И «дрозды» улетели. Кстати, в НАТО МиГ-31 получил имя «лисья гончая».
По некоторым параметрам самолет-перехватчик остается непревзойденным и по сей день. А сделал его именно таким двигатель, созданный в Перми.
Смотрите также:
- 40 лет назад Чёрмоз едва не стал жертвой авиакатастрофы →
- Как бобры у "Протона" брёвна украли →
- Березники - город ветра и листвы →