Профессор ПГУ Воронов об экологии, питании и качестве жизни

   
   

Есть люди, при встрече с которыми невольно жалеешь, что не принадлежишь к их поколению. Неуловимое величие сквозит в неспешной раз-меренной речи, и ты незаметно подпадаешь под влияние их острого ума, тонкого чувства юмора и интересного жизненного опыта.

Сегодня наш собеседник - профессор Пермского государственного университета Георгий ВОРОНОВ.

ЧЕЛОВЕК - ПАЛАЧ ПРИРОДЫ

- Человек - «глупый» царь природы, а точнее, всего лишь её часть, о чём природа нам всем время от времени напоминает. Потребительское отношение человека к окружающему миру началось ещё когда он бегал в стае. И пожалуй, до сих пор от этого не ушёл. Пока разговоры о том, что мы перейдём на синтетическую пищу, остаются на уровне разговоров.

- Вы думаете, что подобный переход реален?

- Думаю, нет. Потому что, как и всякий биологический вид, человек нуждается в сбалансированном питании. По крайней мере, если взять наших предков - обезьяноподобных, то они имели ряд биологических особенностей, например - длина кишечника, которая связана с соотношением растительной и животной пищи. Поэтому я скептически отношусь к тем людям, которые едят только мясо, и так же к вегетарианцам.

- Почему люди выбирают ту или иную систему питания?

- Отчасти это бывает на тех территориях, где нет крупных животных, поневоле населению приходилось переходить на подножный корм. И только по большим праздникам они ели себе подобных. Как туземцы от Миклухо-Маклая в своё время скрывали факт, что накануне в соседней деревне был большой праздник и съели «длинных свиней». А длинные свиньи - это люди.

- В Пермском крае, чисто метафорически, похожая ситуация…

- Я думаю, что у нас есть группы людей, которые, в переносном смысле этого слова, уничтожают своих сородичей. Вольно или невольно. В том числе и чиновники, этот особый нарост на теле общества. Они же изначально назначались для того, чтобы исполнять наши задачи, а потом захватили власть и теперь думают, что они нами командуют. Хотя, как известно, чиновники - это слуги народа. Дело вот в чём: когда десятилетиями сливается различная дрянь в воду, потом мы эту дрянь с водой потребляем… хотя, я думаю, ни один нормальный человек уже давно не пьёт то, что льётся из-под крана. То, что валилось десятилетиями с неба, убивает самый большой наш «огород» - Красаву.

А прежде там состязания охотничьих лаек проходили, можно было на уток охотиться. Потом засеяли громадные площади, на которые в течение тех же десятилетий активно влиял Пермнефтеоргсинтез. И боюсь, что вы не знаете о содержании химических веществ в продукции с этих площадей. Потому что исследований подобного рода проводилось безумно мало в нашем крае. Нефтехимики всё это время были заняты нуждами оборонной промышленности, фармацевтики. А, например, в 70-е годы публикации на эту тему вообще были закрыты. И с большим трудом то в одном, то в другом конце нашей страны издавались сборники о содержании ядохимикатов, химических удобрений в пище.

Ну и, наконец, воздух в нашем крае далеко не самый чистый. И хотя нефтепредприятия на порядок сократили число выбросов в атмосферу, надо отдать им должное, зато намного увеличилось количество выбросов от автомобилей. Отсюда рост болезней. Создан целый институт изучения экозависимых болезней. Растёт число детей с заболеваниями крови, аллергиков. Некоторые формы онкозаболеваний, к примеру, рак кожи. Как причина последних - истончение озонового слоя.

ОТХОДЫ РОМАНТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

- Утилизация ракет - факт, осевший на наших почках и печени…


- Я был в числе тех, кто выступал против этого, но ведь нас не спрашивают. Это было ещё во времена Трутнева, который погрозился провести референдум. Его так и не провели, но большинство пермяков однозначно высказались против сжигания ракет в черте города. Кроме того, это экономически невыгодно. На Западе подобные отходы перерабатывают в производственную взрывчатку, которая потом используется в горных работах. Но Трутнев город «сдал».

- Через сколько поколений нам ждать явных последствий?

- Видите, всё зависит от того, какие вещества попадают в организм. Свинец, например, вызывает разного рода судорожные болезни, также провоцирует заболевания типа эпилепсии. Целые справочники написаны на эту тему, где чётко сказано, что к чему.

- А толку?

- Смотреть надо, за кого голосуешь. Как это ни странно, мы всё ещё выбираем властителей… Я сам был депутатом в период романтический демократии - в начале 90-х. И мы, тогдашние депутаты Волжского региона, создали так называемый экопарламент бассейна Волги и Северного Каспия. Он до сих пор функционирует как общественная организация. В 93-м депутатские образования были распущены, и пришли люди, которым не до экологических проблем. Ведь сейчас в депутаты идут зачем? Получить независимость от правоохранительных органов или решать свои личные проблемы. Поэтому депутатской комиссии по экологии просто не существует. Раз это им неинтересно, то мы имеем то, что мы имеем.

Вы знаете, что в 80-х годах была создана Программа по охране окружающей среды нашего региона? С 2006 г. у нас нет такой краевой программы. Но это пустяки по сравнению с тем, что у нас нет вообще программы по развитию края. Подготовили программу «Стратегия социально-экономического развития края», но депутаты её не приняли, а экологи почему-то участия в разработке не принимали. А, как вы понимаете, без экологических разделов такая программа просто бессмысленна. Она же должна решать проблему повышения качества жизни, её улучшения, а куда без экологической составляющей? Человек должен получать чистые продукты питания, чистый воздух, чистую воду - это и есть важнейшее из качеств жизни. Куда мы движемся? Да, я слышал - в культурные столицы Европы.

ДОСЬЕ

Георгий ВОРОНОВ 
родился в 1935 г. в Москве. В 1960 г. окончил геогра-фический факультет МГУ по специальности «Физическая география». В Пермском государственном университете работает с 1976 г., профессор ка-федры биогеоценологии и охраны природы, доктор географических наук, кандидат биологических наук. За весь период научной деятельности опубли-ковано более 320 научных работ, свыше 20 монографий и учебных пособий. Эксперт-кинолог, потомок династии Генкелей.

Смотрите также: