О том, как сохранить для себя свободу выбора, читателям «АиФ-Прикамье» рассказывает координатор Пермского представительства ассоциации «ГОЛОС» Виталий Ковин.
Если на вас давят
- Мобильный телефон способен нарушить тайну голосования. Как быть, куда жаловаться?
- Приём с фотографированием бюллетеня не новый. На мой взгляд, нет смысла жаловаться, если вы находитесь в прямой административной и экономической зависимости от начальника, желающего получить фотоотчёт. Ему в самом крайнем случае грозит не слишком большой штраф, а вы рискуете потерять работу. Находчивые люди предлагают несколько способов «успокоить» начальника. Ставите карандашом галочку туда, куда попросил начальник, фотографируете, потом стираете (запаситесь карандашом и ластиком), и голосуете ручкой так, как считаете нужным. Приносите с собой «галочку» вырезанную из тёмной бумаги. Кладёте её на бюллетень, фотографируете и голосуете. Наконец, фото бюллетеней с галочкой за нужную партию можно скачать из интернета. Возможно, на вашего начальника тоже кто-то давит, ещё более могущественный. Вот его вы и обманете.
- Новые технологии позволяют контролировать избирателя?
- Не верьте тем, кто грозит всё проверить, всё узнать. Это технически невозможно. Настораживает другое. Прежде давлению подвергались исключительно бюджетники. Сейчас поступают сообщения, что предприниматели принуждают своих сотрудников голосовать определённым образом. Стращают их тем, что при неблагоприятном исходе выборов компания не выиграет конкурс или не получит выгодный заказ. Заставляют коллективно голосовать.
- Такой приём даёт эффект там, где все рядом живут и работают?
- Нет. Для Перми это также характерно. Некоторые компании даже объявляют воскресенье рабочим днём, чтобы все пришли и проголосовали на одном участке по соседству или поехали на тот участок, где избирается «интересный» владельцу компании кандидат. Вынуждают сотрудников получать открепительные удостоверения.
Открепление
- Разве можно «открепиться», чтобы голосовать в том же городе?
- Достаточно сказать, что вы дежурный электрик и заступаете на смену в районе, отдалённом от места проживания.
- Допустим, на участок явилось много «откреплённых». Подозрительно?
- Подозрительно. Но я не помню, чтобы на этом основании кто-то пытался оспорить результат. Важно понимать, что на предстоящих выборах открепившийся избиратель ограничивает себя в возможностях проголосовать. На своём участке ему выдали бы три бюллетеня: по партийному списку в Госдуму, по партийному списку в ЗС края, и за депутата одномандатников по своему избирательному округу. За пределами своего округа избиратель получит только два бюллетеня с партийными списками. Этот аргумент поможет убедить руководство, что депутат от той же партии в другом округе будет лишён голоса и рискует не пройти в Законодательное собрание края.
Фальсификация
- Бытует мнение, что всё решает вброс бюллетеней. Как захотят, так и сделают. Как происходит вброс?
- Можно вбросить бюллетени заранее, чтобы этого не происходило должна проводиться процедура проверки урны до начала голосования. Можно аккуратно вбросить в течение дня или в момент подсчёта голосов. При подсчёте всегда возникает определенная неразбериха и в этот момент для успешного вброса достаточно ловкости рук.
- Где берутся бюллетени для вброса?
- Бюллетеней всегда больше, чем пришедших избирателей, явки в 90-100% не бывает. Но для вброса нужно, чтобы члены избирательной комиссии были на это «заряжены». Дело в том, что различные цифры в протоколе должны соотноситься между собой и хоть частично совпадать с реальными результатами подсчёта. Есть контрольные соотношения, которые проверяют правильность подсчета голосов. Например, сколько бюллетеней вбрасывается, столько избирателей должно быть отмечено в списке избирателей как проголосовавшие. Делать это могут только члены комиссии, только они работают со списком. При невысокой явке, и слабом контроле со стороны наблюдателей возможностей вбросить в пользу заказчика больше. И всё же это затратная технология, при чём опасная. Сейчас за фальсификацию результатов введена уголовная ответственность до 4 лет лишения свободы.
Списки
- Разве нельзя внести в списки «мёртвые души» и спокойно вбрасывать, зная, что эти люди не придут за своими бюллетенями?
- Внести лишних людей в списки сложно. Проще, наоборот, не вычёркивать тех, кто умер или переехал. Будете проверять себя в списках, посмотрите, кто значится на одной с вами странице. Если в соседней квартире живёт один человек, а в списках пятеро, поделитесь своими наблюдениями, прежде всего с соседями. Исключить человека из списка избирателей можно только на основании документов или его личного заявления. Если, например, сын в армии, предъявите справку из военкомата, чтобы его исключили из списка.
- Известно, что кандидаты доплачивают агитаторам за явку, причём конкретных людей. Как они узнают, сколько человек из персонального пула агитатора проголосовали?
- Доступ к списку избирателей имеют только члены избирательной комиссии. Списки после голосования опечатываются. Проверить, кто проголосовал после выборов практически не возможно. Я думаю, каждый штаб изобретает свой способ контроля. Я был свидетелем, когда агитаторы пытались узнать, сколько человек проголосовало из такого-то дома. Фиксировать явку может, например, старший по подъезду, если чисто визуально он знает жильцов.
- Вот почему голоса, которые продают избиратели, к вечеру дорожают. Кстати, за продажу собственного голоса можно поплатиться?
- Предусмотрено административное наказание за подкуп избирателей. О продаже своего голоса в КоАП ничего не сказано. По большому счёту, избиратель, продавая свой голос за 200-300 рублей, рискует наказать себя результатом выборов.
Если у вас достаточно смелости, то факт давления на избирателя следует придать публичности. Сообщить об этом в правоохранительные органы, избирательные комиссии или по телефону горячей линии Ассоциации ГОЛОС 8 800 33-333-50 (звонок беспланый) для SMS: 8 925 00-333-50
Смотрите также:
- Когда нет хозяина. Олег Подвинцев – о чёрном пиаре и грядущих выборах →
- Итоги выборов в Краснокамском районе: реалии и «мистика» →
- Крымская чехарда. Зачем это России? →