Понятно, что о ситуации на Украине не писал только ленивый, и в этом нет ничего удивительного: конфликт касается не только дружественного и родственного нам украинского народа, но и затрагивает интересы России. Как любое государство, претендующее на весомую роль в международных отношениях, наша страна обязана отстаивать собственные интересы в первую очередь.
Далее последовало постоянное перебрасывание векторов вины то на майдановцев, то на кровавого тирана Януковича, который из пускай и авторитарного, но легитимного президента превратился в одиозную фигуру приспешника зла мирового масштаба.
Президент России далеко не дурак. Если бы верхушка хотела войны, то в Крым был бы отправлен батальон «Восток», который уже отличился в Цхинвале. Но это была бы уже совсем другая история, за которую в будущем многим грозил бы Гаагский трибунал.
Пермские банкиры: украинские события не скажутся на курсе рубля →
Информационная война вокруг Крыма
Крым, пусть и боится действий России как «большого брата», но происходит это, в первую очередь, из-за нескончаемых потоков разнообразной информации, которую пытаются запихать в головы запуганных жителей все кому не лень.
Одна моя знакомая, живущая в Краснодаре, сказала по этому поводу следующее: «Моя мама страшная русофилка, она живет в Крыму. Она Россию всегда любила сильнее Украины, считала ее родиной. Однако действий со стороны РФ даже она сейчас боится. Я не придерживаюсь никакой стороны. Мне не нравится вообще любой исход. Но и на то, как действия России спровоцировали еще больший раскол в стране, я закрыть глаза не могу».
В данном случае, дальнейшее невмешательство РФ в дела Крыма было бы воспринято мировым сообществом как старческая слабость лидера и всей страны в целом. А автономия, насколько можно судить не только по официальным СМИ, но и видеороликам, гуляющим по всемирной паутине, считает себя русской территорией. Кроме того, понятен страх власти потерять Севастополь, являющийся домом Черноморского флота – а при русофобских настроениях Запада это вполне реальная картина недалекого будущего.
Другой вопрос, если российские войска начнут активные боевые действия на суверенной территории Украины – тогда стыд и позор нашему правительству. Но на данный момент, интервенция заключается лишь в том, что войска окружают стратегически значимые объекты крупных городов, не мешая нормальной работе инфраструктуры.
Ко всему прочему, 2 марта контр-адмирал Березовский, направленный от временного правительства Украины, по сути, совершил государственную измену – он отказался подчиняться Киеву и принес присягу верности народу Крымской автономной республики. Кроме того, был подписан указ о создании Крымского флота (Заметьте, не Украинского, не Российского, а именно Крымского). Не думаю, что если бы было так, как пытаются донести некоторые зарубежные СМИ, злобные русские позволили бы этому случиться.
Взгляд из зарубежья
Если говорить о негативной оценке российской «интервенции» со стороны стран-участниц G-7, то нет ничего удивительного: Европа боится потерять буферную зону между ЕС и РФ. Тем не менее, негативное отношение со стороны европейских СМИ, например немецкого Der Spiegel, резко поменялось за несколько часов субботы. По данным издания, глава крымского парламента Владимир Константинов рассматривает Крым как отдельное государство в будущем, а в нескольких городах полуострова проходят массовые акции протеста против власти украинской столицы. Нахождение же российских войск связано с угрозой насильственных действий со стороны украинских националистов и экстремистов. Причем разница между интервентами и миротворцами в материале Der Spiegel – 5 часов. Судите сами.
Верховный Канцлер Германии, Ангела Меркель, после долгого телефонного разговора с В.Путиным указала лишь на то, что нахождение войск на территории суверенного государства может поспособствовать дальнейшему расколу Украины как государства и выступила с требованием создать экспертную комиссию, которая уже будет разбираться с ситуацией в республике. При этом подобная активность со стороны одного из мощнейших государств Евросоюза началась лишь тогда, когда ситуация в стране достигла критической отметки и вопрос встал ребром.
Кроме того, американские политики выражают свои мысли также в духе борьбы слона с ослом. Если республиканцы оголтело кричат о нарушении будапештского договора и всех мыслимых законов, то демократы спокойно говорят о том, что ненасильственная защита интересов русскоговорящих граждан – вполне логичная реакция на русофобские настроения Запада Украины.
При этом, несмотря на витающий в воздухе запах гражданской войны, в зарубежных СМИ уже появляются материалы о том, как реагируют жители Крыма на «интервентов». На крупном новостном портале www.buzzfeed.com собрано порядка десяти селфпиков граждан региона на фоне военных. Угрюмыми или подавленными они не выглядят.
Несмотря на мирный характер действий войск, еще до их вступления на территорию суверенного государства, многие специалисты прогнозировали снижение влияния роли РФ в делах соседа. Такую версию выдвинул пермский политолог Олег Подвинцев в материале прошлого года.
В то же время, военный корреспондент Аркадий Константинов в своем блоге говорит о том, что так называемый «крымский кризис» – вопрос политики больших фигур, в котором народ принимает незначительное участие. Может быть и так, а ситуацию раздувают масс-медиа, перетаскивая одеяло из одного угла в другой. Не спорю, в эпоху информационных войн тот, кто наиболее удачно облил грязью оппонента, является победителем, но глубинный политический и экономический кризис соседнего государства не является подобной игрой. Хотя бы потому, что сами майдановцы недовольны тем, что происходит во временном правительстве и забегающих на передовую Кличко и Тягнибока с улюлюканьем и бранными словами гнали обратно в Раду, подбадривая струями пены из огнетушителей.
В итоге
Какой нам плюс от возможного распада Украины? Трудно сказать. Принять 20 миллионов голодных ртов под свою опеку России не позволит экономическая ситуация. Кроме того, это разрушит дипломатические отношения с США и ЕС. Чего нельзя допустить ни в коем случае. Но потерять Севастополь никак нельзя, да и бросить без помощи русскоязычное население – означает предать их. Таким образом, остается один вариант – создание протектората некоторых областей до того момента, когда власть в Украине перестанет биться в конвульсиях и не наступит эра Мира и Процветания. Приход которой, к слову, ждут 25 мая на всенародном референдуме. Как после этого будет выглядеть политическая карта Восточной Европы? Сказать затруднительно.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции