Грубость в общественном транспорте, или Что делать с кондукторами-хамами?

Пермь, 23 января - АиФ-Прикамье. Хамство в общественном транспорте – для многих привычное явление. Пассажиры частенько жалуются на кондукторов и водителей, которые грубят, кричат, а иногда даже пускают в ход руки. Нередко «жертвами» таких кондукторов становятся дети, пожилые люди и инвалиды – по сути, те категории граждан, которым в общественном транспорте должно оказываться особенное уважение.

   
   

Порванная «десятка» и рукоприкладство

- Юрша, 2 – это где? – спрашивает еле стоящая на ногах бабушка с палочкой у кондуктора автобуса 68 маршрута.

- Откуда я знаю? Я не справочник! – отвечает ей пренебрежительно молодой кондуктор, мягко толкая старушку на сиденье.

- Ну вот, возьмите на билет… – то ли расстроено от грубости девушки, то ли задумавшись о своей тяжкой жизни, говорит бабуля кондуктору снова, протягивая мелочь.

Та молча взяла деньги, оторвала билет и прошла по полупустому салону дальше. Эта история случилась 23 января утром. И она далеко не единственная.

Жительница Перми рассказала корреспонденту «АиФ-Прикамье» свою недавнюю историю, произошедшую с ней в автобусе маршрута №13. «Кондуктор повергла меня в шок тем, что отказалась принять в качестве оплаты проезда немного порванную посередине и чуть помятую купюру. По закону, если 50% купюры цело, то её обязаны принять. Я продолжила защищать свои права, на что получила хамский ответ: «Такую помятую «десятку» у меня никто на сдачу не возьмёт, сами её скотчем заклеивайте» и ещё – «Что, последние деньги что ли?» Десятирублевую купюру у меня так и не приняли».

Немного ранее другая пермячка попала на плохое настроение кондуктора автобуса №1. Девушка села в автобус, будучи вполне уверенной, что он едет в центр, однако водитель решил ехать на конечную остановку. «Я проехала одну остановку, вышла, дождалась, когда он развернётся, снова села. Кондуктор подходит, я извиняюсь, объясняю ситуацию, что перепутала и что мне нужно в другую сторону. Поскольку я была одна, кто ехал до «конечки», она меня запомнила, но всё равно начала заставлять меня платить ей. Мелочь у меня закончилась, а крупную купюру разменивать я не хотела. Я ей показываю билет, который получила ранее, но она настаивала на своём, при этом уже начиная ругаться, что я сама виновата и что нужно было узнать, куда автобус едет. Наш спор перешёл на махание руками. Она меня стукнула по руке, а я, вспылив, толкнула её. В результате хотели даже вызывать полицию, но, слава Богу, всё обошлось», – рассказала собеседница «АиФ-Прикамье».

   
   

 

 Что делать, если кондуктор – хам?>>

Куда обращаться?

Как пояснили «АиФ-Прикамье» в департаменте дорог и транспорта администрации Перми, любые подобные ситуации требуют рассмотрения и принятия мер. «Грубое поведение кондукторов по отношению к пассажирам, конечно, недопустимо. Претензию пассажир может направить в транспортную компанию, обслуживающую маршрут. Её контакты должны быть размещены в салонах автобусов. Кроме того, для защиты своих прав пассажир может обратиться к нам, в департамент дорог и транспорта, по телефону «горячей линии» 2-50-25-50 или направить информацию по электронной почте, или же обратиться в Роспотребнадзор».

В то же время чиновники отмечают, что для принятия конкретных мер необходимы более точные данные о нарушителе: маршрут, номер автобуса, дата, время инцидента. «Одной из мер, которая, как мы считаем, должна помочь в решении конфликтных ситуаций – это установка видеорегистраторов в салонах автобусов. На некоторых маршрутах такие системы уже появляются. Видеозапись будет являться неоспоримым доказательством виды кондуктора, водителя или пассажира», – уверены в департаменте.

Куда жаловаться, если проехал остановку автобуса?>>

Нарушения и уважение

Конечно, можно предположить, что часто по долгу службы кондукторам приходится не считаться с пассажирами. За день они сильно устают от толкучки, «зайцев», от нетрезвой публики и пенсионеров, которым иногда хочется поканючить о маленькой пенсии и болезнях. Получив порцию негатива от одного пассажира, кондуктор старается избавиться от него, вымещая злость на других. Так, в Перми был случай, когда кондуктор заставила выйти из салона автобуса маленького мальчика, который на проезд насобирал мелочь. Несмотря на то, что денег было достаточно, кондуктор не пожелала брать у него всю эту «тяжесть». Для неё проще оказалось выставить ребёнка на улицу.

В декабре прошлого года в Кирове произошла похожая история. Кондуктору показалось, что у школьника слишком тяжёлый рюкзак. Попросив за провоз багажа дополнительную плату и получив отказ, она выставила ребёнка на мороз. После этого мальчику пришлось долго ждать следующего автобуса, в результате чего он «заработал» себе воспаление обоих ушей.

В Барнауле на одной из конечных автобусных остановок водитель и кондуктор высадили мужчину-инвалида, который был без сопровождения и не мог разговаривать. На улице было холодно. Мужчина провёл на морозе 12 часов и получил обморожение кистей рук. Впоследствии ему пришлось ампутировать пальцы, а в январе он скончался.

Естественно, что, выполняя свою работу, многие стараются делать это так, чтобы «не было проблем с начальством». В то же время не все умеют сдерживать свои эмоции и в порыве гнева могут сделать о человеке неверные выводы. Так, вероятно, некоторые кондукторы считают, что пассажиры пытаются их обмануть, чтобы не платить за проезд. Хотя, если бы в ряде случаев мы «включали» свою человечность и уважение к тем, с кем живём рядом, то неприятных историй в общественном транспорте стало бы гораздо меньше.