Психологам пора заняться пассажирами пермского городского транспорта. Ведь от хамства кондукторов и грязи в автобусах у них начинают сдавать нервы.
Любопытную картину на днях довелось наблюдать автору этих строк. На остановке "Центральный рынок" в автобус села бабуля. Именно о таких говорят "божий одуванчик". Она кое-как забралась по ступенькам в салон, присела, отдышалась и как дисциплинированный пассажир стала искать в сумке пенсионное удостоверение и проездной билет, чтобы показать их кондуктору. Поиски продолжались минут пять. За это время пенсионерке пришлось пережить настоящий кошмар. Она вытрясла содержимое сумки на колени, обследовала каждый сантиметр своей поклажи. Выворачивала карманы пальто, кофты. Параллельно грубо ругала себя: "Ой, дура я дура, старая карга, неужели документы оставила дома?" Дошло до того, что у бабушки стали дрожать руки. Видимо, страх перед гневом кондуктора был огромным. Вот она - страшная сила обслуживающего персонала, который считает, что не он работает для людей, а люди ездят для него. Как водится, гнев кондуктора не заставил себя долго ждать.
- Что на транспорте поехала, если документов нет? - напирала на бедную пенсионерку толстая тётка-кондуктор. - Или плати, или выходи из автобуса.
Бабушка пыталась сказать, что шесть рублей для неё тоже деньги. И просила простить ей безбилетный проезд. Тем более что проездной у нее есть, правда, угораздило его дома забыть. Но кондуктор не собиралась сдаваться. Она тут же крикнула водителю, чтобы он остановил автобус. И уже стала хватать старую женщину под руки, чтобы вытолкнуть из автобуса. Бабушке ничего не оставалось, как купить билет.
Такая смесь злости, ненависти и нетерпимости присуща многим кондукторам на городском пассажир-ском транспорте. Что это, недостаток образования и воспитания, обида на весь мир за личные неудачи? Как бы то ни было, отыгрываются эти женщины на людях и, как садисты, смакуют каждый скандал в автобусе. Работники транспорта будто выполняют ленинский завет - кто был никем, тот станет всем.
Может быть, так работают во всей России? Да нет, в других регионах дела обстоят намного лучше. В соседней республике Татарстан, где корреспондент "Аиф-Прикамье" не так давно побывал, городские автобусы просто сверкают чистотой, а обслуживающий персонал вежлив и приветлив. Транспорт и внутри, и снаружи отдраен до блеска, стёкла окон такие чистые, что, кажется, их моют каждый день. Остановки объявляют на двух языках, желают удачного дня, приятного пути и очень надеются, что пассажиру понравилась поездка на автобусе и он вновь воспользуется услугами этого маршрута. А для пенсионеров припасены самые хорошие места и никто их даже не думает занимать.
Признаюсь, после поездок в перм-ском транспорте татарское обслуживание повергло в шок. Разница в культуре колоссальная. Но почему? Потому что в кондукторы идут одни люмпены? Или дело в плохом контроле за работой персонала?
Владельцы предприятий-перевозчиков уверяют, что за своими работниками присматривают постоянно. И вроде даже есть инструкции, по которым через каждые два дня салон автобуса должны мыть и снаружи, и внутри. И будто на каждую жалобу пассажира реагируют, проводят служебное расследование. Если кондуктор не прав, то его увольняют. Судя по тому, что мы видим, получается, либо кондукторы совсем не боятся потерять работу, либо никто их особо не ругает за прегрешения на службе. Пожалуй, городские перевозки - это единственный вид бизнеса в Перми, где, независимо от отношения к клиенту, прибыль всё равно капает. Если пассажир каждое утро ездит на работу, платит за билет, то зачем напрягаться и улучшать для него условия. Да и устраивать текучку кадров у себя на предприятии экономически не выгодно. Надо бы в это дело вмешаться городским властям, но им, видимо, как всегда не до этого. Сколько ещё публикаций на эту тему должно выйти в газетах, чтобы на отношение к пассажирам обратили внимание?